Фильм Майкла Николса, который открыл собой новую эру в Голливуде
Шестидесятые оказались очень богатым в культурном плане десятилетием. И если в России этот период связан с оттепелью, то в США ослабление цензуры в кино вызвано отменой кодекса Хейса. Свод правил, сформированный еще на заре американского кинематографа, во много ограничивал авторов. Никаких шуток о религии, «сцен страсти» или употребления алкоголя без острой художественной надобности. Фильм «Выпускник» демонстрирует каждый из запрещенных пунктов. Премьера картины и отмена кодекса случились в один год, ознаменовав новую эру Голливуда.
Главный герой фильма Бенджамин Брэддок по окончании колледжа возвращается в дом своих родителей в Лос-Анджелесе. Его потухший взгляд вкупе с меланхоличным саундтреком демонстрирует понятный каждому молодому человеку экзистенциальный кризис. Первое, что мы услышим из уст героя юного Дастина Хоффмана, — это опасения по поводу своего будущего. «Я хочу, чтобы оно было... другим», — говорит парень, подразумевая, конечно, отличие от жизни своих родителей. Фильм о смене поколений и сопутствующем ему конфликте отцов и детей идеально лег на исторический контекст.
«Выпускник» стал дебютом в кино для режиссера Майкла Николса и для художницы по костюмам Патриции Зипподт. Оба они начинали свою карьеру в театре, вероятно, это и помогло им найти общий язык. Результат их труда уже 50 лет является визуальным образцом — как с точки зрения постановки кадра, так и в плане разработки образов персонажей. В книге «Соблазненный миссис Робинсон: как "Выпускник" стал пробным камнем поколения» есть удивительный инсайд от создателей. В сценарии была пометка «Одежда родителей слишком молодежная для них, в то время как одежда детей чересчур взрослая». Это не преподносится в лоб, супруги Брэддок и их друзья не выглядят как хиппи, они все еще зажиточный средний класс. Выдает их поголовное пристрастие к остромодным на тот момент мини-платьям А-силуэта руки Пьера Кардена. Еще нагляднее эта ремарка проявляется на примере Бенджамина.
Сын выглядит как версия отца в миниатюре, от которого он унаследовал лишь атрибуты американской мечты (хорошо сидящий костюм на любой случай жизни), но никак не саму идеологию. И чем дальше герой будет отходить от предложенной родителями схемы жизни, тем сильнее будет меняться его гардероб. Тугие галстуки уступят место солнцезащитным очкам, а на смену строгим пиджакам придет удобная парка, так гораздо удобнее сбегать с чужой невестой из-под венца. В конце Бенджамин не станет представителем контр-культуры, но совершит бунт внутри буржуазной семьи.
Миссис Робинсон и вовсе стала именем нарицательным. В фильме «с 5 до 7» именно так называют замужнюю женщину, у которой роман с парнем младше ее. Вопрос «вы пытаетесь соблазнить меня, миссис Робинсон?» остается без ответа, но все понятно без слов. Уже в первой совместной сцене миссис Робинсон занимает доминирующую позицию, вынуждая Бенджамина лезть за ключами от автомобиля в аквариум. А там даже рыбки исключительно черного и белого цвета, потому что подобраны в цвет интерьера. Погружение во взрослый мир начинается. Мотив воды продолжается и в следующей сцене. Гостиная миссис Робинсон, напоминает круизные лайнеры, а сама она на их фоне акула, кружащая вокруг жертвы. О хищной натуре недвусмысленно намекают анималистичные принты ее нарядов: расстегивая платье под зебру, она остается в леопардовом бюстгальтере. Леопард будет часто появляться — то на плечах миссис Робинсон в виде шубы, то шляпкой на идеальной укладке. К слову, звериный окрас платья сглаживает прозрачная сетка, актуальная и сегодня. Подобного рода модели появились у всех — от Monki до Balmain. Разнообразие в выборе подсказывает, что носить ее стоит не только с коктейльным платьем, а можно и не с платьем вовсе.
Посмотрев историю взросления Бенджамина, можно вынести два урока: первый — мир не делится на максималистское черное и белое, второй — носить одну и ту же голубую рубашку с разными по цвету и фактуре пиджаками можно вполне успешно.