В возрасте 59 лет умер Альбер Эльбаз. В январе этого года дизайнер вернулся в моду, спустя пять лет после увольнения из Lanvin, и представил свой новый бренд AZ Factory. Сил и грандиозных планов у Эльбаза было еще много, тем печальнее стал для всех его уход. За что мы всегда будем любить и помнить гениального дизайнера, рассказывает Алена Исаева.
Такое случается нечасто. За те двадцать лет, что я ездила на показы в Париж и Милан, могу припомнить три-четыре таких момента. Мы сидим рядом с Лесей Михайловской из Vogue на показе Lanvin в Школе изящных искусств на рю Бонапарт. Никаких спецэффектов, никаких особенных декораций — только дощатый пол и амфитеатр, набитый зрителями с двух сторон. По подиуму одна за другой идут модели. Перед нами — работа дизайнера и больше ничего: платье с бантом на одном плече, платье, расшитое винтажными стразами, платье из золотой парчи, отделанное перьями, платье скульптурной формы, лишенное всякого декора… Кажется, на это можно смотреть бесконечно. Неожиданно я понимаю, что плачу. Поворачиваюсь к Лесе — она тоже в слезах, и мы в один голос выдыхаем: «Он гений!»
Имя Альбера Эльбаза мой радар засек в 1996 году. Среди первых бутиков, которые только стали тогда появляться в Москве, был Guy Laroche на Большой Никитской — там был представлен вполне себе предсказуемый парижский «кутюр», который даже в неискушенной Москве середины 90-х выглядел уже устаревшим. И вдруг я увидела на его витрине какие-то необыкновенные костюмы — современные, свежие, одновременно простые и совершенно не похожие на то, к чему мы привыкли. Головы манекенов венчали невероятные цветные парики в стиле афро. Как оказалось, эта была первая коллекция нового креативного директора Альбера Эльбаза. С тех пор я не переставала за ним следить. Не пропустила даже его единственную коллекцию для бренда Krizia.
Но, конечно, в истории моды имя Альбера Эльбаза будет неотделимо от Lanvin. Это особая история про реализацию космического замысла, которая, как и настоящая любовь, случается не со всеми и, увы, чаще всего не навсегда (по моим наблюдениям — не больше 13–15 лет). В начале нулевых без его платьев не обходилась ни одна светская вечеринка, а балетки Lanvin были фетишем не меньшим, чем «лабутены». Оказавшись в Париже, мы в первую очередь устремлялись в бутик Lanvin на Сент-Оноре. Не только за тем, чтобы что-то купить, но и за тем, чтобы просто подышать этим воздухом, который был замешан на красоте, любви, эстетстве, внимательности, вдохновении, визионерстве, мастерстве и чем-то еще, чему нет названия. А встретить в бутике самого дизайнера, который приветливо улыбался влюбленным покупательницам и извиняющимся голосом говорил, что спешит на примерку свадебного платья — это был уже особый, впрочем, нередкий подарок судьбы.
Для меня все модные дизайнеры делятся помимо профессиональных качеств на две категории: тех, кто любит женщин, и тех, кто любит себя. Кстати, главная претензия Пьера Берже к Тому Форду была именно в том, что Сен-Лоран любил женщин, а Том Форд — нет. Так вот, я всегда чувствовала, что Альбер Эльбаз не просто нас любит — он хочет сделать нас счастливыми. Его вещи излучали счастье. Недаром он так любил придумывать свадебные наряды.
С ним было необыкновенно интересно беседовать. Помню, как Альбер Эльбаз неожиданно появился в шоуруме на re-see. Там же оказалась и Алла Вербер — они разговорились, и получился серьезный разговор о моде. Алла Константиновна замахала нам, модным редакторам, руками: «Идите срочно сюда! Доставайте телефоны — записывайте! Вы такого больше не услышите…» В какой-то момент даже поползли слухи, что он заменит Карла Лагерфельда в Chanel — сам Эльбаз был дико смущен и даже позвонил Карлу, чтобы извиниться и убедить его в том, что он к этим слухам не имеет никакого отношения. Но, почему эта тема возникла, было понятно — трудно было найти еще одного человека, который бы так тонко умел совмещать культурное ДНК и современность и который бы так глубоко понимал моду. Честно говоря, я жалею, что мы так и не увидели Chanel by Alber Elbaz.
Альбер Эльбаз вернулся в моду в начале 2021-го, представив свой новый бренд AZ Factory. В этом возвращении мне видится особая драматургия и благосклонность провидения — небеса как будто дали возможность дизайнеру сказать последнее слово и высказаться о времени, о моде, о себе, о том, что он считает важным, а что неважным, о том, куда все движется. Он собрал багаж и купил билет на поезд, который уходит в завтра. Но поезд ушел без него.