Мясо. Ноги. Стулья. 5 историй знаменитых работ Ги Бурдена

Накануне открытия выставки французского фотографа Ги Бурдена в Москве мы задались вопросом: как он все это придумал? Публикуем пять историй о знаменитых работах Бурдена — все они будут выставляться на ретроспективе в Центре фотографии им. братьев Люмьер.

Рекламная съемка в мясной лавке

Ги Бурден, Vogue France, 1955
© The Guy Bourdin Estate 2020 /  Courtesy of Louise Alexander Gallery

В 1950-х начинающий фотограф Ги Бурден показывает свои работы главреду французского Vogue Эдмонде Шарль-Ру. Та предлагает молодому человеку попробовать себя в фэшн-фотографии и сделать рекламу шляпок. Что делает Бурден? Снимает изящные головные уборы на фоне витрин мясного магазина, заполненных мясными тушами. Кадры не совсем соответствовали эстетике Vogue, но именно эта неглянцевая подача очаровала Шарль-Ру. Съемка была опубликована в февральском номере 1955 года — с этого момента начинается длительное сотрудничество Ги Бурдена с Vogue: он проработает в журнале до 1987 года.

Серия «Гуляющие ноги»

Ги Бурден, рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1979 год
© The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery

В 1964 году редактор французского Vogue Франсис Кресан знакомит Бурдена с Роланом Журданом, сыном обувного дизайнера Шарля Журдана. Это встреча становится важной в карьере фотографа: следующие 17 лет только Бурдену бренд Charles Jourdan доверит снимать свои рекламные кампании. Ради этой серии «Гуляющие ноги» 1979 года Ги отправился в Великобританию с чемоданом туфель и манекенами: на кадиллаке он проехал из Лондона в Брайтон, останавливаясь по дороге, чтобы сделать очередной кадр с туфлями.

Свободное падение

Ги Бурден, рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1978
© The Guy Bourdin Estate 2020 /  Courtesy of Louise Alexander Gallery

Ги Бурден часто прибегал к уловкам, придуманным им самим. Например, чтобы зафиксировать момент падения для этого кадра, он установил стул в диагональном положении, прикрепив задние ножки к полу. Модель облокотилась на выступающую из стены планку.

Фотография в фотографии

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1978
© The Guy Bourdin Estate 2020 /  Courtesy of Louise Alexander Gallery

В 1977 году Ги Бурден отправился в двухмесячное путешествие по Америке, где он снова снимает рекламную кампанию Charles Jourdan. Этот снимок сделан в Майами: модель позирует Бурдену с только что сделанным полароидным снимком. Прием «фотография в фотографии» стал одной из главных находок Бурдена — он продолжит использовать его и во время поездки по другим штатам Америки, и в следующих рекламных кампаниях Charles Jourdan.

Сюрреализм в фотографии

Ги Бурден, Vogue Paris, май 1970
© The Guy Bourdin Estate 2020 /  Courtesy of Louise Alexander Gallery

Один из самых известных снимков Бурдена был опубликован в Vogue Paris в 1970 году: модель Луиза Деспойнтес и множество рук с одинаковым цветом ногтей. Ориентиром для Бурдена стала работа «Стеклянные слезы» его учителя Ман Рэя, который использовал прием дублирования элементов.

Обложки музыкальных альбомов

Ги Бурден, обложка альбома Боза Скэггса, 1980
© The Guy Bourdin Estate 2020 /  Courtesy of Louise Alexander Gallery

Когда музыкант Боз Скэггс обратился к Бурдену с предложением оформить обложку, сам альбом еще не был записан. Эта работа интересна тем, что глубокая палитра и сюрреалистическая мизансцена напоминают о кинолентах Дэвида Линча. К слову, сам Линч не отрицает, что визуальный язык Бурдена повлиял на его фильмы. Еще двух авторов объединяет любовь к творчеству Рене Магритта, Фрэнсиса Бэкона и Эдварда Хоппера.


Выставка «Ги Бурден. Следуй за мной» проходит
Центре фотографии им. братьев Люмьер
с 28 февраля по 17 мая

BURO. Retelling

27.02.20, 15:20