29 декабря в возрасте 98 лет умер Пьер Карден, основатель модного дома Pierre Cardin. В истории моды он запомнится гениальным дизайнером и бизнесменом, который стоял у истоков прет-а-порте. Карден был главным лицом французской моды для советских женщин — его любовь к нашей стране была взаимна.
Есть народные художники и народные артисты. Пьер Карден — народный дизайнер. Он одевал Жаклин Кеннеди, Брижит Бардо и Алена Делона, но при этом стал первым кутюрье послевоенного Парижа, который демократизировал моду и сделал дизайнерскую одежду понятной всем, вне зависимости от положения в обществе: удобную и не такую дорогую.
Великая слава пришла к Кардену именно в Париже, но родился он в Италии (семья бежала от фашистов). Во время Второй мировой войны работал на административной должности во французском Красном Кресте, после войны — в ателье у Скиапарелли и Кристиана Диора. Блестящие знания математики и геометрии позволяли ему создавать сложные с точки зрения конструкций вещи. По одной из версий, именно Карден стоит за созданием жакета Bar — символа и основы диоровского нью-лука. Как раз во время выхода знаменитой коллекции New Look 1947 Карден ассистировал Диору.
Собственный бренд дизайнер запустил в 1950-м. Спустя четыре года о знаменитых платья-пузырях говорили во всем мире, а в конце десятилетия Карден представил первую прет-а-порте коллекцию в универмаге Printemps — по меркам того времени, революционный поступок для кутюрного дизайнера (за что, к слову, Кардена исключили из Синдиката высокой моды). История запомнит Кардена и как дизайнера мужской одежды: он считается автором рукава-пагоды, изогнутого кверху, и пиджака Неру без воротника, созданного по подобию индийской мужской одежды, но больше известного как костюм The Beatles. Как и его коллеги Андре Курреж и Пако Рабан, в 1960-х Карден ударился в космическую эстетику и был своего рода Рэем Брэдбери от моды. Коллекции Pierre Cardin включали платья в виде летающих тарелок и шляпы-спутники, дизайнер работал с винилом, плексигласом и пластиком и даже разработал собственную технологичную ткань Cardine. Его дизайн не сводится к конкретным вещам, но везде была геометрия — это и мини-платья, которые носили с чулками в тон, и унисекс-комбинезоны на молнии, и мужские водолазки, которые надевали под пиджак вместо рубашки. Он чувствовал себя так же уверенно, создавая костюмы для кино (например, для Мии Фэрроу в «Денди в желе») и предметы интерьера — сай-фай столы, которые разбираются как пазл, или виниловые стулья.
С 1980-х Карден начинает продавать свои лицензии всем подряд, зарабатывая миллионы, на которые после смог купить Театр де ла Вилль, дворец Джакомо Казановы, Шато-де-Лакост и знаменитый дом-пузырь на скале. Надпись Pierre Cardin можно было встретить на шоколаде, сигаретах, сковородках, канцелярских принадлежностях, матрасах, бытовой технике и на чем только не. Бренд был настолько вездесущ, что легко было забыть о выдающемся дизайне его вещей. «Король лицензирования», как его окрестили критики, говорил: «Я моюсь мылом со своим именем, ношу свой парфюм, сплю на собственных простынях и питаюсь продуктами Pierre Cardin. Если бы кто-то попросил меня сделать туалетную бумагу, я бы сделал и ее».
У Кардена было около 900 лицензий в 140 странах, включая Советский Союз. В 1983-м он подписал контракт с нашим Минлегпромом, и заводы по всей стране начали производить одежду под маркой Pierre Cardin на радость советским женщинам. К России Карден питал особенные чувства. Его самая известная коллекция вдохновлена полетом Гагарина, а визиты в Москву исчисляются десятками. В 1991 году, заручившись поддержкой Раисы Горбачевой, Карден провел показ на Красной площади с 200 000 зрителей. Он приезжал на закрытие Чернобыльской АЭС, открывал в Москве свой ресторан, коллекционировал работы советских художников, дружил с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным, шил для них и вообще всегда поддерживал наш театр. Ради ленкомовской «Юноны и Авось» мог прилететь в Москву на один день — именно он помог устроить спектаклю турне в Париж и Нью-Йорк. «Слава богу, что есть мода, которая помогает мне зарабатывать деньги, которые потом я могу потратить на театр», — говорил он.
К своей невероятной славе и богатству Карден относился спокойно — как к чему-то само собой разумеющемуся. Считал, что нужно всего лишь родиться кутюрье и много трудиться: «Я не играю в карты, не курю, не пью, не занимаюсь спортом. Я работаю». Помимо достижений в бизнесе, Карден был просто добрым человеком, готовым помочь — пускай и с особым темпераментом. Жан-Поль Готье вспоминал, как подростком отправил Кардену свои эскизы — на что получил не просто вежливый ответ, но и приглашение на работу. Однажды увидев в газете объявление, что в английской семье родились пятеро близнецов, Карден вызвался помогать им — и помогал до их 20-летия. Он поддерживал молодых художников, скульпторов и архитекторов. И это только несколько историй, попавших в инфополе.
По собственному же признанию Кардена, он невероятно упертый. Когда десять лет назад дизайнер попытался продать свой бизнес, обозначив ценник в 1 миллиард евро, покупателей не нашлось, но вместо того чтобы сбить цену, он вообще отказался от продажи компании за меньшую сумму («Если у вас нет денег — вот и не покупайте. Я могу позволить себе умереть, не продав компанию»). В последнем опубликованном интервью Кардена спрашивают, о чем он сожалеет. «О том, что у меня нет детей. Но моя империя — это и есть мой ребенок. Я отдал ей свою энергию, здоровье, жизнь».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7