28 ноября в возрасте 41 года умер Вирджил Абло, основатель Off-White, креативный директор мужской линии Louis Vuitton. В истории современной моды он останется человеком, который объединил уличную моду с люксом и придумал новый визуальный язык, построенный на моде, музыке и искусстве.
Послужным списком и перечнем заслуг сложно описать, что дал современной моде Вирджил Абло. Как его вообще можно было бы атрибутировать? Дизайнер? Диджей? Основатель Off-White? Креативный директор Канье Уэста? Первый афроамериканский креативный директор в Louis Vuitton? Все это — маломасштабно и совсем не то. Сам Вирджил предпочитал точное и емкое «maker».
Вирджил Абло вырос в семье иммигрантов из Ганы, учился на инженера, получил степень магистра по архитектуре, затем работал по специальности в маленьких фирмах по строительству домов и диджеил в свободное время, пока однажды ему не позвонил Канье Уэст. Мол, рэпер слышал о парне из Чикаго, который понимает в дизайне, музыке и архитектуре, и хотел бы познакомиться. Так Абло стал не просто креативным директором Канье Уэста, но и близким другом — трогательные объятия Канье и Вирджила на дебютном показе Louis Vuitton вошли в историю. В 2012 году у Абло появился маленький бренд Pyrex Vision, который наделал шуму благодаря совместным коллекциям с Уэстом и Асапом Роки, и позже был переименован в Off-White. До этого момента опыта в дизайне одежды у Вирджила не было — ну разве что полугодовая стажировка в Fendi, больше похожая на дурачество, где Абло и Уэст носили кофе, делали копии бумаг и фотошопили.
Суперсила Вирджила состояла в том, что он понимал молодое поколение и поклонялся ему. Пока маркетологи гадали, чем же увлечь поколение Z, Вирджил просто делал, что чувствовал. Как он сам говорил: «Это все для 17-летнего меня». Он не только одевал подростков, но и поддерживал их. В 2017 году Абло запустил бесплатную образовательную программу в криминальном районе Чикаго, где местных подростков учили работать в Illustrator, Photoshop, рассказывали им об основах ритейла и фэшн-коммуникации. После выхода материала американского Vogue о скейтерах из Ганы он сам связался с редакцией и спросил, как может им помочь. В этом году не без помощи Абло им построили скейт-парк. Вирджил основал стипендиальную программу Post-Modern, собрав один миллион долларов на поддержку чернокожих студентов, которые хотят изучать моду.
Одежда была для Абло не просто одеждой, а обязательно высказыванием — даже если это обыкновенная футболка. Его вещи находились на стыке с музыкой, политикой и философией. И особенно — с искусством: он работал с художниками Такаси Мураками, Дженни Хольцер, Futura. Вирджила вряд ли можно было назвать гениальным дизайнером — скорее виртуозным коммуникатором, соединяющим креативную молодежь с миром люкса. Он никогда не ставил на первое место оригинальность и честно говорил, что контекст и реконтекстуализация важнее. У Вирджила было правило «трех процентов», за которое его часто критиковало модное сообщество: идея состоит в том, что можно взять уже существующий дизайн, изменить его хотя бы на три процента — и он будет считаться новым. В этом плане мода для него была похожа на диджеинг.
Еще одной сильной стороной Вирджила Абло считались коллаборации. Бренды и компании, с которыми он сотрудничал за последние пять лет, можно перечислять десятками. Он делал мебель вместе с IKEA и Vitra, парфюм с Byredo, воду с Evian, автомобиль с Mercedes-Benz. Также были коллекции c Jimmy Choo, Timberland, Moncler, Levi’s и постоянное сотрудничество с Nike — кроссовки Nike x Off-White сегодня продают на аукционах Sotheby’s.
В 2019 году Вирджил объявил, что берет передышку: будет работать из дома в Иллинойсе, где живут его жена Шеннон и двое детей, отменит назначенные диджей-сеты и не приедет на собственный показ на Неделе моды в Париже. В прежние времена он помимо подготовки коллекций мог работать над десятком коллабораций и отыгрывать столько же диджей-сетов, но даже у человека-двигателя есть предел. Дизайнер публично заявил, что с ним все в порядке: мол, доктор посоветовал ему замедлиться, потому что постоянные перелеты и множество проектов сказываются на здоровье. Оказалось, что все эти два года Вирджил боролся с онкологическим заболеванием — редкой и агрессивной формой рака сердца, сердечной ангиосаркомой.
Дизайнер работал до последних дней жизни, не афишируя свою болезнь. В этом году он провел две яркие презентации Louis Vuitton – эти коллекции, осень-зима 2021 и весна-лето 2022, можно без преувеличения назвать лучшими за всю карьеру Абло. Он также провел два показа Off-White. Еще этим летом LVMH купил контрольный пакет акций Off-White и повысил дизайнера до новой должности — теперь Вирджил мог заниматься другими брендами конгломерата, включая алкоголь и отели. 30 ноября должен был состояться показ мужской коллекции Louis Vuitton в Майами — дизайнер уже был в больнице, но все равно намеревался прилететь. Он всем сердцем был предан работе, и вчера это сердце перестало биться.
Другие истории
Подборка Buro 24/7