В этом году официальным постером Каннского кинофестиваля был выбран фильм Жан-Люка Годара «Безумный Пьеро». Мимолетный поцелуй как нельзя лучше подходит для олицетворения двухнедельного синефильского праздника. Как влюбленные умчатся в противоположные стороны после секундного «un baiser», так же молниеносно все причастные к миру кино разъедутся с Лазурного Берега в разные страны после церемонии награждения. Моменты наслаждения, будь то время с любимым человеком или сеанс долгожданной премьеры, проходят слишком быстро, оставляя после себя лишь воспоминания. Так чем же нам запомнилась данная картина?
Первая же сцена на теннисном корте — метафора всего фильма, который будет скакать от комедии к детективу, от мелодрамы — к роуд-муви. Каждое жанровое перевоплощение, естественно, будет сопровождаться сменой внешнего вида главных героев в исполнении Жан-Поля Бельмондо и Анны Карины. На момент выхода «Безумного Пьеро» в 1965 году французская новая волна успешно существовала уже целое десятилетие, а сам фильм возвел в абсолют новый принцип создания кино. Отказ от предсказуемости повествования, новаторство монтажа, игра с цветом — все это являлось частью восстания против старого кинематографического режима, а шире — режима политического (смена правительства и массовые студенческие забастовки произойдут уже через пару лет). Годар зашифрует обращение к родной Франции в одежде героев, состоящей из цветов национального флага, — синего, белого, красного. Режиссер критикует потребительское общество и от него же заставляет бежать своих героев. Еще бы, ведь на вечеринке персонажи вокруг даже общаются рекламными слоганами: «— На тебе ничего нет? — На мне Scandal — белье, которого не видно!». Устав от консьюмеристских разговоров о машинах и парфюме, Пьеро-Фердинанд обращается в бега под руку с Марианной.
Она в скромной форме няни, он в сером, как и сама его жизнь, костюме, отправятся в поездку по ночному Парижу, после чего больше не вернутся к респектабельному образу жизни. Марианна оставит в прошлом накрахмаленные воротнички, они не будут стеснять ее новое амплуа роковой женщины. Но, в соответствии с новыми законами кино, меняется даже канонический образ femme fatale. Марианна расправляется со своими преследователями в нежно-розовом платье с рюшами. Стереотипная женственность работает в качестве прикрытия.
Расставаясь с машиной, последним пережитком буржуазного прошлого, герои окончательно преображаются в романтиков с большой дороги, в своем роде на два года опередив американскую криминальную пару из фильма «Бонни и Клайд». Фердинанд меняет костюм на менее маркий, а Марианна на время становится похожа на томбоя. Герои сбегают на край света, чтобы предаваться разговорам о природе идей и чувств, но сталкиваются со скукой и нищетой. Отпуск без конца и цели надоедает, и Марианна выкрикивает, что устала от солнца, моря и единственного платья. «Мне наплевать на все, я просто хочу жить!», и эта жажда воплощается в ярко красном платье, напоминающем коммунистический флаг. Это же платье будут использовать в качестве орудия пытки Фердинанда, и желание жить из плоскости метафизики перейдет во вполне конкретные действия.
Годар отлично понимал принцип колор-блокинга и не перегружал кадры, размещая яркие акценты на нейтральном белом. Фильм обязательно станет шпаргалкой для тех, кто придерживается минимализма, но хочет добавить цвета в свой образ.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7