23 января в возрасте 73 лет умер Тьерри Мюглер. Дизайнер ушел из моды двадцать лет назад — но навсегда остался ее классиком.
Тьерри Мюглер, танцовщик Рейнской национальной оперы, стал дизайнером случайно, за одну ночь. В начале 70-х он грезил балетной карьерой, ради которой переехал из Страсбурга в Париж. Мюглер того времени — это экстравагантный франт, воплощение того самого кэмпа и во внешнем виде, и в манере поведения. Он носил большие очки, смешивал в одежде все цвета радуги, соединяя средневековый и межгалактический стили. «Мюглер был воплощением радости жизни, все время танцевал и прыгал, — вспоминал дизайнер Мистер Перл, автор всех корсетов Thierry Mugler — Когда он заходил в Cafe de Flore, люди аплодировали ему за его внешний вид!» Многочисленные воспоминания современников молодого Мюглера сводятся к рассказам о невообразимости его облика и нарядов, в которые он одевался. Перья, футуризм, эклектика, шляпы — неудивительно, что его буквально останавливали на улице с вопросами «Где ты это купил?». В парижский бутик Gudule Мюглер попал именно после такого вопроса — за одну ночь он сделал эскизы и наброски, которые дали ему старт в качестве дизайнера.
Вершиной карьеры Тьерри Мюглер принято считать бурные и яркие 1980-х. Разбитной участник супервечеринок, который досуг проводил непременно в обнимку с Жан-Полем Готье и Аззедином Алайя, а в рабочее время создавал запоминающиеся образы Наоми Кэмпбелл и Линды Евангелисты — вещи Thierry Mugler неразрывно связаны с эпохой супермоделей. Его подиумом в конце 1980-х и начале 1990-х также были выступления Дэвида Боуи и клипы Джорджа Майкла. Его вдохновение в то время обитало где-то в 1940-х годах в Голливуде, а сознание — явно где-то на Марсе. Хотя правильнее сказать на Венере, потому что все его образы про торжество феминности. Мюглеровская формула подхода к платью не поменялась за сорок лет работы: нужно сжать талию, расправить плечи, преувеличить изгибы в бедрах, вытянуть осанку. Ким Кардашьян, для которой Мюглер в 2019 году сделал «мокрое» платье, рассказывала, что на Met Gala ни разу не присела. Но по ее словам это небольшая цена за возможность выглядеть настолько сногсшибательно. «Сногшибательно и властно».
«Я никогда не мечтал стать модным дизайнером, — признается Мюглер, — а хотел связать свою жизнь с театром и стать режиссером. Но мода оказалась хорошим инструментом общения с миром». Первая коллекция и показ Тьерри под названием Café de Paris датируются 1974 годом, а своей финальной точкой он называет сезон 1994 год (хотя официально дизайнер отошел от дел в 2002-м). «Тогда, после шоу я понял, что это конец эпохи, — говорит Мюглер. — Мода сама стала брендом, маркетингом. Модельные агентства начали контролировать мир, и все это стало для меня неприемлемым. Для меня мода навсегда останется искусством, а красота будет исходить из свободы отличаться и быть собой». Это каноническая фраза из старого интервью The New York Times объяснила многочисленные метаморфозы, случившиеся с ним после 2002 года.
Когда управляющая компания Clarins закрыла его бренд, Тьерри пропал с радаров, чтобы в 2009 году появиться в небольших заметках на музыкальных сайтах о том, что стал художественным руководителем тура Бейонсе. Спустя еще пару лет его имя запестрило в новостях о Cirque du Soleil. Мюглер начал сотрудничать с Zumanity — эротической версией цирковой франшизы, показы которой шли в Лас-Вегасе. Его имя стало все чаще появляться рядом со словами «шоу», а он сам будто стал объектом спектакля. Последние годы он просил называть себя Манфред Тьерри Мюглер: «Я не переименовывал себя, — говорит маэстро, — Манфред — мое имя по паспорту. Для работы в модной индустрии мне нужно было, чтобы имя звучало по-французски, а у Манфреда австро-немецкие корни. Поэтому все эти годы я хранил свое настоящее имя в секрете».
Еще Тьерри увлекся бодибилдингом — его тело изменилось до неузнаваемости. Сам дизайнер в интервью 2017 года объяснил это так: «Одна из причин, из-за которой я ушел из моды в том, что за 20 лет бессонных ночей создания супергероев и супергероинь я совершенно запустил себя. Я дошел до момента, когда уже был взбешен тем, что занимаюсь другими, а не собой. Не забывайте, что я 15 лет был танцором, занимался на трапеции, акробатикой и катакали. Это тяжелый и жестокий спорт. Физические перемены как бы стали возвратом к себе, ремонтом себя».
Как вспоминал Жан-Жак Пикар, друг дизайнера, даже уйдя из моды, Тьерри всегда следил, что там происходит, знал имена новых дизайнеров. В 2019 году в Монреальском музее открылась масштабная ретроспектива творчества Мюглера, которая до сих пор колесит по миру — сегодня выставку Couturissime можно посмотреть в парижском Музее декоративного искусства.
Материал был впервые опубликован на BURO. 4 июня 2019 года с заголовком «Как Тьерри Мюглер вернулся в моду — гениальным и неузнаваемым».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7