Птицы, насекомые и вибрирующие бриллианты с SIHH и Baselworld
Феминистический пафос первой части нашего обзора с двух главных мировых выставок, женевской SIHH и базельской Baselworld, решительно не отменяет того, что покупать и носить сугубо женские часы не только можно, но и нужно. Важно только, чтобы они были действительно красивыми. И вот тут возникает ключевой вопрос: что сейчас значит «красивые» по отношению к часам?
Многие годы это значило только одно — бриллианты и караты. Бриллиантовые часовые метки, бриллианты по безелю, карат на заводной головке, бриллиантовое паве на циферблате и вообще фул багет в высшем своем выражении. Что стояло внутри — кварц или механизм, — было, в сущности, неважно. Потому что, вы же понимаете, «это вложение» (видимо, на тот случай, если придется быстро уносить самое ценное на себе) и вообще «бриллианты — лучшие друзья девушек».
В современном мире они ими быть не перестали, но круг друзей у девушек немного расширился, соответственно, стало больше выбора. Сегодня, безусловно, для того чтобы увлечь девушек, просто бриллиантов (и даже рубинов, сапфиров и изумрудов) уже мало. Часы должны быть не только дорогими, но и изобретательными, придуманными и продуманными, иметь еще какую-то дополнительную ценность кроме каратов. Иными словами, быть современными.
Определенный перелом в понимании, что же такое действительно современные женские часы, наступил в 2007, когда Van Cleef & Arpels начали свою легендарную серию Complication Poétique — не просто ювелирных часов, но часов, развлекающих и увлекающих, где феи взмахивали палочкой, кометы летели по небу, а влюбленные шли по мосту — и за всем этим был концепт волшебной сказки, где все живет, движется и дышит. Чтобы его воплотить, Van Cleef & Arpels извлекли на свет все полузабытые ремесленные техники: лак, разнообразную эмаль, маркетри, миниатюрную скульптуру, резьбу по перламутру и прочее. Так возникла мода на métiers d'art, то есть использование всех этих традиционных техник. Ну а чтобы фея начала махать палочкой, нужно было придумать специальный механизм: кварцем тут было не обойтись. Для своих поэтических часов Van Cleef & Arpels использовали сложные ретроградные калибры. Так, сугубо ювелирно-декоративная, на первый взгляд, концепция стимулировала производство всякой сложной женской механики.
Сегодня женщины имеют вполне развитую индустрию механических часов. Вот 12 действительно современных женских моделей, в которых много труда, изобретательности, ремесленного блеска и просто красоты.
Lady Arpels Jour Nuit Oiseaux de Paradis, Van Cleef & Arpels
В этот раз феи не махали палочками, влюбленные не шли навстречу друг другу по мосту, планеты не двигались по своим орбитам — в Женеве не были представлены новые Complication Poétique. Главной новостью этого года стало возрождение легендарных исторических женских часов Cadenas, исключительно ювелирных. Но и среди механических часов со сказочной красоты циферблатами были замечательные модели. К сугубо декоративному блеску métiers d'art добавилось движение. В часах «Райская птица» кроме белого золота, бриллиантов, старинных техник эмали cloisonné и champleve и изумительных сочетаний разных оттенков синего и оранжевого есть еще индикация дня или ночи. И, судя по всему, сочетание «métiers d'art + день / ночь» становится трендом. Диск делает оборот за 24 часа, и бриллиантовая Луна медленно сменяется сияющим оранжевым цветком — и никаких подсказок в виде часовых меток.
Mademoiselle Privé Coromandel Glyptic, Chanel
Самая сложная часовая коллекция Chanel, Mademoiselle Privé, придумана, чтобы показать весь блеск métiers d'art в соединении с историей Габриэль Шанель и возможностями (почти безграничными) дома Chanel. А Coromandel (в честь коромандельских лаковых ширм, которые Шанель собирала) — самая ее бескомпромиссная часть. В этом году в Coromandel впервые использована техника глиптики, то есть резьбы по полудрагоценным и драгоценным камням, в которой, собственно, сделаны знаменитые античные камеи в том числе. В Базеле показали четыре уникальных циферблата в этой технике, с птицами, сидящими на золотых ветках. Суть в том, что глиптика дает эффект объемности и трехмерности, у циферблата появляется глубина. Из всех райских птиц Chanel самой выразительной мне кажется та, что райская в зоологическом смысле этого слова. На ониксовом циферблате миниатюра, вырезанная из коралла, бирюзы, бежевого и светло-розового перламутра, с эмалевой отделкой. Более сотни часов ручной работы, one & only.
Premier Precious Butterfly, Harry Winston
В коллекции Premier обычно показываются разные техники métiers d'art, и в прошлые годы это были, например, перья. Но перьями сейчас никого не удивишь, а вот пигментом крыльев бабочки — вполне. Мастера Harry Winston три года разрабатывали специальную технологию, позволяющую использовать пыльцу с крыльев бабочки и переносить содержащийся там пигмент на циферблат. В результате получился психоделический вибрирующий зеленый, повторяющий рисунок крыла, — уникальный для каждого циферблата, как уникален он у каждой бабочки. Одновременно это напоминает картины американских абстракционистов. И когда вот так через природу проступает искусство, это действительно впечатляет.
Dior VIII Grand Bal «Envol» № 1, Dior
Идея вынести роторы на циферблат часов Dior VIII и превратить их из части механизма (который в лучшем случае бывает виден через прозрачную заднюю крышку) в стилеобразующий элемент коллекции Grand Bal была, конечно, гениальной. Свободно движущийся ротор одновременно заводит механизм и служит тем, что называется signature для этой коллекции. Ну и пространством применения всяческих métiers d'art, которые Dior выбирают чрезвычайно остроумно. Вот, например, в этом году их уникальные часы Envol поддерживают футуристический запал кутюрной коллекции Рафа Симонса. И они феерически прекрасны: циферблат в технике маркетри выложен крылышками жуков-скарабеев (причем именно китайских, у которых такой вот интенсивный травянисто-зеленый оттенок), а ротор сделан из перламутровых пластин, лака, золота и дорожки багетных бриллиантов. Очень графичный эффект спирали, завихрения которой повторяют бриллианты на безеле.
Happy Fish, Chopard
Chopard все время аккуратно варьируют свою великую коллекцию Happy Diamond, в том числе и ее часовую часть. В этом году они показали часы с рыбкой на циферблате. Ну вот, казалось бы, что может быть очевиднее: семь «плавающих» под стеклом бриллиантов, рыбка в окружении голубого моря сапфиров — все ассоциации на поверхности. Но если направить на рыбку голубой свет, то она начинает излучать ультрамарин, а вся композиция приобретает фосфоресцирующее сияние и выглядит так натурально, как будто действительно находится под водой. Это, собственно, и называется «отлично придуманные часы». Я бы даже сказала, самые игровые часы сезона.
Tonda Hémisphères, Parmigiani
Вообще, Tonda — одни из самых безупречно придуманных часов. Именно такая дотошно прорисованная простота и выглядит обычно круче всего, тем более в сочетании с феноменальным мастерством часовщика и реставратора Мишеля Пармиджани, создавшего эту мануфактуру. Еще несколько лет назад такие часы —дата, второй часовой пояс, индикаторы «день / ночь» на обоих часовых поясах, стальной корпус 42 мм, — вероятней всего, были бы мужскими, а сейчас — voila! — они сделаны для женщин. Это одни из самых красивых часов для реальной жизни, что были показаны в этом году. Кроме чрезвычайно рафинированного сочетания циферблата цвета слоновой кости и кожаного ремешка Hermès сложного оттенка «синий деним» мне кажутся совершенно пленительными указатели дня и ночи в виде полушария Земли — ясного днем и затененного ночью. Синий оттенок ремешка повторяет цвет мирового океана, а бриллианты по ободку большого стального корпуса (единственная «женская» деталь) выглядят практически вызовом.
Jour Nuit, Blancpain
Благороднейшая швейцарская мануфактура Blancpain не особенно увлекается женскими часами. Она, скорее, совсем ими не увлекается, в основном занимаясь сложными мужскими. В кои-то веки они сделали новую женскую модель — и сразу просто превосходную. «День-ночь» (да-да, эта индикация — явный тренд) не просто ювелирные часы с непременными бриллиантами по безелю и даже не просто часы в технике métiers d'art с выемчатой эмалью и маркетажем — это действительно сложная модель. Их перламутровый диск индикации «день / ночь» медленно поворачивается два раза в сутки. День — это Солнце из 50 желтых сапфиров, а ночь — Луна из 50 бриллиантов. Белые перламутровые облака, желтые перламутровые блики и 14 бриллиантовых звезд. Индикация времени тоже довольно сложноустроенная (но абсолютно читаемая при этом): две ретроградные стрелки (то есть проходящие только часть круга и отскакивающие к его началу) — секунды и часы — и обычная минутная стрелка, идущая по кругу. Если вы выставляете время и стрелки не движутся, диск «день / ночь» все равно продолжает вращаться и день в ночь переходит без опозданий. Красивые сложные часы в суперактуальном диаметре 40 мм.
Lady Compliquée Peacock и Lady Compliquée Winter, Faberge
Когда такая марка, как Faberge, решает делать сложные часы, чего можно ожидать? Исторический дом, стиль ар-нуво, императорский двор, костюмированные балы и пасхальные подарки. Много камней, цветочные гирлянды, эмаль — в общем, тяжелая декоративность. Но Faberge пошли другим путем и сделали самое верное движение: обратились к Жан-Марку Видеррешту и его ателье Agenhor — человеку, который и создал весь вышеописанный волшебный мир Van Cleef & Arpels. И он сделал пару часов, где понятная конвенциальная красота сочетается с настоящим техническим остроумием. Конечно, это ретроградный механизм (это конек Жан-Марка Видеррешта) — на одних часах минутная стрелка в виде плавно раскрывающегося хвоста павлина, на других в виде перламутрового веера, похожего на растрескавшийся лед. Бриллианты, цавориты, турмалины Параиба, перламутр, платиновый корпус. И те и другие имеют вполне русский контекст: эрмитажные часы «Павлин», жар-птица, русский авангард, да хоть «Доктор Живаго» — но без всякой лубочности.
Harmony Dual Time Small Model, Vacheron Constantin
Новую коллекцию Harmony старейшая швейцарская мануфактура Vacheron Constantin представила в Женеве в честь своего 260-летия. Это часы редкой винтажной «пухлой» формы cushion («подушка»), которую очень любят в Vacheron Constantin, но в современной обработке. В ней помимо самых разных сложнейших моделей есть классически ясные женские часы со вторым часовым поясом. Сочетание белого золота, белого циферблата, ярко-голубых цифр и ремешка нежного цвета сирени кажется мне практически совершенным. А индикатор «день / ночь» с маленькой звездочкой из розового золота — это деталь под девизом «у нас безупречный вкус». И он у Vacheron Constantin действительно такой.
HyperChrome Automatic, Rado
Rado показали новый оттенок керамики, и это замечательно, потому что керамика — их специализация. У них были черная керамика, белая керамика, керамика металлического оттенка — и вот теперь шоколадная. Она, кроме всего прочего, меняет цвет в зависимости от освещения, меняясь от оттенка молочного шоколада к почти горькому. Из трех представленных в Базеле моделей самая минималистичная — HyperChrome Automatic, три стрелки и дата. Она же самая универсальная и самая красивая, хотя сложная модель, большой хронограф с тахиметрической шкалой Limited Edition Rado HyperChrome Automatic Chronograph Tachymeter, тоже очень хороша. Пойнт тут еще в том, что все детали из розового золота очень эффектно смотрятся на фоне шоколадной керамики.
Ballon Bleu de Cartier Serti Vibrant, Cartier
Я тут начала с того, что просто бриллиантами никого сейчас не удивишь — так вот, бывают исключения. Вот как эти часы Cartier: просто белое золото, просто бриллиантовое «фул паве», просто бриллианты на циферблате. Но последние имеют одну маленькую особенность: они закреплены так, что вибрируют, как капли на стекле, при каждом, буквально каждом, даже мельчайшем, движении кисти. И это создает настоящий эффект транса. Конечно, лучше видеть их именно в движении — кажется, будто камни просто висят в воздухе. Игра, затеянная когда-то Chopard в уже упомянутых Happy Diamond, — дать бриллиантам свободу и больше возможностей преломлять свет — переходит на новый уровень. Каким образом удалось так закрепить бриллианты, нам не говорят — но нужно быть именно Cartier, чтобы придумать такое.