Самый масштабный роман Льва Толстого «Война и мир» экранизировали уже не раз. А в январе состоится премьера новой версии: в Англии за очередное его экранное воплощение взялась команда BBC. Украшения для всех главных героинь, от скромной Наташи до роковой Элен, придумал ювелир Петр Аксенов — кому, как не российскому ювелиру, наряжать девушек из главного русского романа?
Коллекция, которая выйдет в декабре у Axenoff Jewellery, — особенная. Все украшения, от тиар до эмалевых серег, были созданы мастерами ювелирного дома специально для телеадаптации романа «Война и мир», которую готовит английская кинокомпания BBC. Премьеры сериала придется ждать до января следующего года (что на самом деле не так уж много: осталось всего-то два месяца), но кое-что о нем мы уже знаем.
Во-первых, состоять он будет из шести серий, по часу каждая. Во-вторых, распределены и роли: Наташу Ростову сыграет Лили Джеймс, Пьера Безухова — Пол Дано, Анну Павловну Шерер — Джиллиан Андерсон, а Андрея Болконского — Джеймс Нортон. О том, как в эту британско-американскую команду попал российский ювелир Петр Аксенов, мы решили узнать у него лично. Оказалось, что началось все с любви самого Петра к сериалу «Аббатство Даунтон» — если бы любовь каждого из нас к каким-то сериалам была такой же продуктивной!
О том, как съемочная группа и российский ювелир нашли друг друга
«Я всегда хотел поработать в кино, с командой какого-нибудь масштабного исторического фильма. И однажды мои друзья в Лондоне, зная об этом, посоветовали мне написать кому-то из команды художников по костюмам сериала "Аббатство Даунтон" — я, кстати, его большой поклонник. Мы поначалу стеснялись: как же так, ведь там работают такие известные костюмеры, используются такие потрясающие старинные украшения! Но решили, что попытка не пытка, и все-таки написали письмо стилисту, который занимался костюмами в сериале, кажется, в пятом или четвертом сезонах. К тому моменту он уже не сотрудничал с "Аббатством", но все равно ответил, обещав порекомендовать нас своему коллеге. И уже его коллега спустя какое-то время написал нам, сказал, что у него в работе историческая картина по русскому роману "Война и мир" и что мы идеально ему подходим».
О разнице между российским и британским подходом
«У меня есть опыт работы в русских картинах — вот только что закончились съемки "Матильды" Алексея Учителя. И художник по костюмам там тоже был мощный, Надя Васильева. Я с ней утверждал каждый эскиз, каждый образ. Она мне про все подробно рассказывала: здесь должна быть именно такая тиара, здесь — две броши, а сюда придумай большую пряжку. Вещи должны были быть максимально приближенными к выбранной эпохе, мы старались делать практически их копии. А англичане в этом плане более свободные, более модные — они ценят эклектику, даже какую-то иронию. Может быть, некоторые вещи, которые мы в итоге сделали, были бы недопустимы в той исторической эпохе — например серьги с орлами для Элен, — но картинка получилась очень красивая».
О том, чем отличается работа ювелира в кино от его обычной деятельности
«В первую очередь работаешь ты не сам по себе, а в тесной связке с художником по костюмам. Обязательно изучаешь, перед тем как приступить, настоящую моду данной эпохи. Так получилось, что у нас на этот раз многое совпало. Например, интерес к камеям: я их люблю, и мы в Axenoff Jewellery их часто делаем. А в то время, которое охватывают события сериала, камеи как раз были в моде и считались одним из главных украшений. Так же вышло с эмалью, с которой мы тоже много работаем: эта техника тогда применялась очень активно, а к концу XIX века совсем вышла из моды, и ее долго никто не использовал. Кроме того, сама эпоха мне всегда была очень близка. Если бы меня спросили, что мне самому нравится из моды прошлого, я бы заговорил как раз о годах правления Наполеона, о русском ампире — это очень красиво! Это идеальная, с моей точки зрения, мода, которая подчеркивает естественную красоту, не перегружая ее ни слишком пышными юбками, ни слишком объемными рукавами, ни шляпами, ни безумным количеством рюшей или оборок, — все строгое и прямое».
О трех главных героинях и их характерах в украшениях
«В общей сложности в кадре около 30—40 наших предметов. Что-то брали на Соню, что-то — на Сонину маму, что-то — на княжну Марью — у нее простой крестик, она ничего из украшений больше не носила. Но основной акцент был сделан на трех героинях: Наташе, Анне Павловне Шерер и Элен.
У Наташи очень минималистичный и чистый образ, украшения у нее небольшие и неброские: маленькие серьги-бантики на балу, когда она впервые выходит в свет, серьги-короны для похода в оперу, изящная тиара. Ее героине идеально подошла наша коллекция, выпущенная к 400-летию дома Романовых — из нее мы и взяли несколько предметов.
Элен — совсем другой персонаж. Это коварная героиня, пользующаяся своей красотой, такая обольстительница. Актриса, подобранная на эту роль, подошла великолепно. В российской экранизации Элен, по-моему, играет Скобцева, и она действительно сидит как мрамор, такая красивая, с невероятным овалом лица, шеей... Подобной я себе ее и представлял. Но в британской версии Элен совершенно не такая: она, наоборот, полна жизни. Ей мы сделали украшения яркие, выделяющиеся: длинные серьги с жемчугом, серьги-мухи, тиара — все с легкой изюминкой. У Анны Павловны Шерер все тоже очень заметное, но более громоздкое, царственное, перетягивающее на себя внимание: крупные броши, высокие тиары, серьги с камеями».
О команде новой версии «Войны и мира»
«Мы дружили со всей командой, со всеми актерами. Кстати, совершенно прекрасный актер, который играет Пьера, — Пол Дано, американец. На нем вообще, кажется, держится вся картина, он великолепно сыграл свою роль».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7