За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить?

Порог беспошлинного ввоза товаров из интернет-магазинов снизится с 500 до 200 евро с 2020 года: так ли это плохо на самом деле? И что думают ритейлеры и покупатели?

 

В начале этого года беспошлинный ввоз товаров из интернет-магазинов снизился до 500 евро в месяц, а с 2020 года эта цифра уменьшится до 200 евро за посылку. Российские интернет-ритейлеры неоднократно пытались добиться поправки в закон, но удалось это только соосновательнице aizel.ru Айсель Трудел. Об этом она рассказала 7 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), где выступала модератором дискуссии по теме «Реформа российской индустрии моды: экономический потенциал на внутреннем и внешнем рынках». По словам Трудел, она продвигала эту инициативу на протяжении нескольких лет:

 

 

Айсель Трудел

«

Я четыре года пыталась пролоббировать изменение закона по уменьшению экспортного порога беспошлинного ввоза в Россию. Я была у всех руководителей, которые раньше занимались этим. Только благодаря [министрам] Силуанову и Мантурову это случилось. Они опустили беспошлинный ввоз: с 1 января этого года стало 500 [евро] с 1 000 [евро], а со следующего года будет 200 [евро]. Может быть, в рамках большой страны это не является большим изменением, но для ритейлеров это глоток воздуха».

 

 

В 2012 году со схожей инициативой выступал основатель KupiVip Оскар Хартманн. Тогда набирающие популярность европейские и американские онлайн-магазины были главной угрозой для российских ритейлеров, торгующих одеждой люксового сегмента: ведь помимо таможенных пошлин им нужно оплачивать 18% НДС с каждой покупки, что составляет основную проблему ценообразования на российском рынке. В итоге в 2014 году правительство одобрило ограничение на беспошлинный ввоз посылок — до 150 евро, но поправка в закон так и не вступила в силу.

Снизить порог беспошлинного ввоза предлагала и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят такие крупные игроки, как Lamoda и Wildberries. В 2016 году они даже представили схему взимания НДС с иностранных ритейлеров, но ее признали слишком затратной.

О том, что Евразийская экономическая комиссия приняла решение поэтапно снизить порог беспошлинного ввоза посылок из зарубежных интернет-магазинов до 200 евро к 1 января 2020 года, стало известно еще в конце 2017-го. Однако намного больше внимания СМИ и телеграм-сообщества привлекло именно заявление Айсель Трудел на ПМЭФ.

 

Что думают ритейлеры?

Александр Перепелкин

бренд-директор Farfetch

«

С уменьшением беспошлинного порога до 500 евро мы на Farfetch не почувствовали драматических изменений в культуре потребления клиентов из России, так как наш ассортимент, скорость доставки и беспрецедентный сервис остаются на самом высоком уровне. Единственные изменения, которые мы видим,— люди стали чаще дробить свои заказы и больше покупать в начале месяца, когда порог беспошлинных покупок еще не исчерпан. Farfetch успешно оперирует в разных странах, находясь в самых разных таможенных и налоговых условиях. Одним из самых первых международных рынков для нас стала Бразилия, где беспошлинный порог приближается к нулю. Там мы просто больше работаем с локальным стоком, который уже находится на территории страны. Важно помнить, что Farfetch — это не ритейлер с зафиксированным стоком и складами, откуда осуществляется доставка товаров покупателю. Мы платформа, которая связывает мультибрендовые бутики, бренды и универмаги с покупателями по всему миру. Сегодня мы начали работать с несколькими локальными партнерами, а для покупателей на сайте появилась возможность выбрать товары только из ассортимента, который находится на территории таможенного союза, а значит, не будет облагаться дополнительными налогами и таможенными пошлинами. Можно с уверенностью сказать, что таких партнеров в ближайшее время станет больше. Более того, мы видим огромный запрос на подобную услугу и со стороны рынка.

Сергей Танин

бренд-менеджер Leform

«

Мягко говоря, решение об изменении порога беспошлинного ввоза не было умным. Очень странно в современном глобальном мире, где существует полная информационная свобода, создавать такие ограничения и считать, что это правильное решение, которое даст положительные результаты. Мир становится все более глобализированным с точки зрения информационных границ каждый день. Когда ты что-то ограничиваешь — это глупо, и на мой взгляд, это решение было неправильным. Повлияло ли оно позитивно на бизнес Leform? Положительного влияния точно никакого нет, отрицательного — тоже.

Конкурировать в полноценном смысле этого слова местный российский ритейл с глобальным, конечно, не может. У нас есть разные налоги за ввоз продукции в зависимости от ее вида, есть расходы на логистику, есть свой внутренний НДС, который вырос до 20%, и в России в целом намного сложнее заниматься этим бизнесом. Главная причина — не в том, что наши клиенты могут заказать что-то на Farfetch, а общая ситуация в экономике страны. Финансирование стоит гораздо дороже, чем в остальном мире (я имею в виду развитые европейские страны, Америку, Японию), а деньги намного «короче». Это значит, что полноценно ни с кем конкурировать невозможно.

Наталья Догадина

основательница Rehabshop

«

Российские ритейлеры могут конкурировать с западными только в случае снижения таможенных платежей и облегчения условий ввоза и прохождения таможни. То есть в случае отмены обязательной сертификации всей продукции, которая проходит таможню Российской Федерации (ни в одной Европейской стране, ни в Америке такого нет), обязательного чипирования ряда товаров, на который мы тратим большое количество энергии, времени и, конечно, денег.

Покупатель, который на просторах интернета ищет самый подходящий, в том числе и по цене, вариант, найдет способ продолжать покупки, заказывая на друзей в Европе. Уверена, что существуют группы в соцсетях, которые занимаются сбором таких заказов и дальнейшей нелегальной доставкой. Мы же выросли и воспитаны в среде преодоления запретов, и всегда найдется способ обойти правила и ограничения.

Пресс-служба Lamoda Group

 

«

Отсутствие пошлин на товары из зарубежных интернет-магазинов серьезно тормозит развитие российского онлайн-ритейла. На сегодняшний день доля онлайн-продаж в модном сегменте в России по-прежнему существенно ниже, чем в Европе. Говоря о снижении порога беспошлинного ввоза товаров из интернет-магазинов с 2020 года, многие почему-то забывают о том, что одновременно с этим снимается лимит на количество ежемесячных посылок. Другими словами, человек не ограничен в количестве посылок стоимостью до 200 евро в месяц, их может быть и десять, и сто, а покупателю все равно не придется платить пошлину.


 

ЦУМ и Bosco di Ciliegi в ответ на запрос BURO. воздержались от комментариев.

 

 

Как вообще считаются таможенные пошлины?

Есть несколько факторов, которые влияют на установление лимитов беспошлинного ввоза. Во-первых, это общая система тарифов в режиме обычного импорта, то есть в сегменте B2B. Во-вторых, стоимость таможенного администрирования — во сколько в среднем обходится оформление, проверка, получение платежей всем участвующим сторонам. Установление беспошлинного лимита связано в первую очередь с экономией: для посылок с низкой стоимостью оформление будет дороже, чем стоимость полученного платежа. Поэтому имеет смысл освободить эти посылки от уплаты пошлины. В-третьих, интересы в защите внутреннего рынка — локальных производителей и ритейлеров.

 

 

Всегда ли в России порог на беспошлинный ввоз был таким высоким? Откуда взялась цифра в 1000 евро?

Лимит на посылки из-за рубежа в 1000 евро и 31 кг в месяц существовал с 2010 года. Именно тогда начал свою работу Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Эти же нормы были сохранены при вступлении в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС (подписан 11 апреля 2017 года). Установленный в 2010 году лимит был самым высоким за всю историю новой России. В 1994 году он составлял 200 долларов, причем за превышение этой суммы взималось 60% от стоимости посылки. В 1996-м лимит снизился до 100 долларов в месяц и 30–50% за превышение. С 2003 года — 10 000 рублей в неделю.

 

 

Что снижение порога беспошлинного ввоза товаров значит для российского покупателя?

На самом деле — ничего. По данным исследования АКИТ за 2018 год, доля интернет-заказов свыше 1000 евро составляет всего 0,41%, 500–1000 евро — 0,99%, 150–500 евро — 2,7%. Основную долю (почти 65%) составляют заказы на сумму не более 22 евро. Очевидно, что эта поправка в законе напрямую коснется очень узкого сегмента аудитории, привыкшего совершать покупки в онлайн-магазинах Европы и США. Для сравнения, доля заказов в Россию из этих стран составляет 5%, из Китая — 92%.

 

0,41%

свыше €1000

0,99%

€500–1000

2,7%

€150–500

65%

не более €22

 

Тем не менее объем интернет-торговли стабильно растет. В 2018 году он составил 1,7 трлн рублей,  а по прогнозам на 2019 год, увеличится до 2,2 трлн. При этом также наблюдался стабильный рост доли заказов из-за рубежа: с 8% в 2010 году до 36% в 2017-м. В АКИТ также прогнозировали увеличение доли интернет-заказов до 50% в течение двух лет, но в 2018 году этот показатель несколько снизился и составил 30,4%.

 

 

2018 год

 


 

1,7 трлн руб.

2019 год

 


 

2,2 трлн руб.

 

 

А что со странами ЕАЭС?

Нововведения коснутся не только России, но и всех стран ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, это сделано для того, чтобы избежать фрагментированности рынка. Пороговые значения беспошлинного ввоза в этих странах различаются: в Белоруссии он составляет 22 евро, в Казахстане — 1 000 евро, в Армении — 150 долларов, в Киргизии — 1 000 долларов.

 

Белоруссия

€22

Казахстан

€1 000

Армения

$150

Киргизия

$1 000

 

Инициатором пересмотра и унификации таможенных пошлин выступила Белоруссия. Причина: такой разрыв в пределах единого таможенного пространства стимулирует «кривые» схемы доставки посылок из Китая, что позволяет импортировать мелкие партии для перепродажи, экономя не только на импортных пошлинах, но и на НДС.

 

 

Как обстоят дела в других странах?

Единой тенденции по снижению или увеличению беспошлинного лимита нет. Но в последние годы из-за развития e-commerce сильно выросли объемы посылок с низкой стоимостью (так называемые low value parcels). Поэтому некоторые страны стали отказываться от беспошлинного лимита вообще либо сильно снижали его (Великобритания, Австралия, Украина, Белоруссия и другие). В то же время ряд стран, среди которых США, Канада и Филиппины, повысили необлагаемый НДС и таможенными пошлинами лимит, мотивируя это крайне высокими затратами на администрирование таких сборов и желанием повысить конкуренцию на потребительском рынке.

 

 

Страны ЕС

Здесь действует многоступенчатая система регулирования импорта: минимальный беспошлинный порог (DMT) составляет 22 евро, товары стоимостью 22–150 евро облагаются НДС, товары свыше 150 — НДС и импортной пошлиной. Но таможенный тариф сравнительно небольшой: в среднем 7,5% в зависимости от категории товара.


 

 

США

В Америке необлагаемый лимит по таможенной пошлине сейчас составляет 800 долларов (был повышен в 2016 году с 200 долларов). Одной из причин повышения DMT как в США, так и в Канаде стала крайне высокая стоимость администрирования импортных посылок: проверка стоимости товаров, классификация в соответствии с кодами товарной номенклатуры, определение размера таможенной пошлины и начисление налога с продаж занимает у сотрудника таможенной службы много времени. При этом из-за либерализации торговли в девяностые и нулевые ставки таможенных пошлин на наиболее популярные товарные категории (бытовая техника, одежда и обувь, т.д.) составляют 0–5%. В результате поступления от таможенных пошлин и налога с продаж для посылок со стоимостью меньше 200 долларов обычно оказываются меньше понесенных таможенной службой затрат на их администрирование. Поэтому было принято решение повысить DMT из-за низкой эффективности по отношению к понесенным затратам.

Американцы довольно мало заказывают в зарубежных интернет-магазинах — около 1,6 посылки на человека в год. В странах Евросоюза этот показатель — 3–4 посылки в год, в России — 2,5. Видимо, это связано с тем, что внутренний рынок очень развит и конкурентоспособен. Из-за этого покупатели не видели для себя особого смысла заказывать что-то на китайском Aliexpress, для них удобнее и проще заказать на Amazon — разницы в цене в большинстве случаев не будет, либо она будет небольшой. Но, возможно, как раз торговая война между Китаем и США привела к росту заказов физическими лицами напрямую из КНР. Основная причина — высокий уровень беспошлинного порога (800 долларов) при достаточно высоких новых пошлинах на ввоз товаров из Китая (20%).


 

 

Китай

Беспошлинный порог здесь составляет 8 долларов. При превышении размер пошлины составляет от 9,1 до 23,05% в зависимости от категории товара. При этом Китай является чуть ли не главным потребителем люкса. Согласно последнему исследованию Bain о рынке элитных товаров, закупки в материковом Китае выросли в два раза по сравнению с расходами за рубежом в период с 2015 по 2018 год. Это связано в том числе и с ослаблением юаня. Также в Китае сильно развит серый рынок, дайгу (diagou): покупатели за рубежом отправляют предметы роскоши местным потребителям, стремясь избежать уплаты налогов. Аналитики оценивают рынок дайгу в десятки миллиардов долларов в год.


 

 

Япония

В Японии беспошлинный порог составляет 90 долларов. При превышении таможенная пошлина составляет от 50 до 20% в зависимости от категории товара. Японский рынок онлайн-продаж входит в топ-5 в мире: согласно Euromonitor Int., в 2018 году онлайн-продажи в стране превысили 87 млрд долларов. Крупнейшими торговыми площадками являются местный Rakuten и японские домены Amazon JP и Yahoo JP — суммарно на эти три маркетплейса приходится около 50% всех онлайн-продаж. В то же время на трансграничные продажи приходится всего 4% всех онлайн-продаж (3,1 млрд долларов). Японский рынок остается одним из самых «закрытых» в мире.


 

Что думают обычные покупатели?

Оксана Пономарева

художница

С уменьшением суммы беспошлинного ввоза снизилась и моя покупательская активность. Шопинг стал вдумчивее, рассудительнее, менее спонтанным, и это меня радует. Я готова оплатить таможенную пошлину, если вещь мне действительно необходима. Благо, сейчас это можно сделать за 5 минут не выходя из дома: логистическая компания присылает вам ссылку на оплату. Волокиты никакой нет, бояться не стоит.

Я по-прежнему покупаю в поездках, какие-то заказы могу оформить на друзей или родственников в Европе. В Москве я тоже покупаю, но не могу сказать, что после изменения правил онлайн-шопинга частота увеличилась, скорее есть тенденция к уменьшению. В таких нововведениях я вижу один огромный плюс: они точно положительно скажутся на снижении потребительства, которое является недостатком современного общества.

 

Елена Камай

основательница «Ламбада-маркет»

Чаще всего я покупаю онлайн. Такой шопинг удобен и тем, что можно сделать мудборд в Pinterest, добавить вещи и подумать, что тебе нужно на самом деле. Это не похоже на офлайн-шопинг, когда ты видишь вещь за приличную сумму и считаешь, что это тебе точно нужно. Плюс в онлайне легче находить новых суперинтересных дизайнеров и не носить условных Zara и Gucci, что для меня стало одним и тем же.

С тех пор, как порог снизился, покупать стало сложнее. Я не так много зарабатываю, чтобы все время покупать обновки и не думать о ценах. Охочусь за конкретными вещами, жду, когда магазин пришлет промокод на скидку, слежу за распродажами, но беспошлинный порог 500 евро не делает процесс таким приятным. Приходится выбирать, что ты заказываешь в этом месяце, а что — в следующем. И останется ли вещь в наличии или нужно покупать сейчас? За полгода я превысила лимит один раз: превышение было небольшое, и все прошло безболезненно (плюс компании DHL и UPS предлагают удобный процесс оплаты пошлины). Но все время приходится искать лазейки — ты не чувствуешь себя свободным. С ужасом жду беспошлинного порога 200 евро.

 

Вероника Куваева

стилист

К сожалению, политика отражается на моде — так было во все времена. Сейчас в России стало сложнее делать покупки онлайн, но в этом есть и свои плюсы. Многие обращают внимание на русских, грузинских дизайнеров. Становятся более рациональными и избирательными. И, конечно, русский человек всегда найдет тропу в обход. Можно заказать на один адрес, но на имена родных и близких. Как стилиста меня огорчает, что нам приходится терпеть такие неудобства, так как онлайн-шопинг дарит невероятный выбор, быструю доставку и бесплатный возврат — чего еще желать? Но онлайн никогда не подарит ощущение от покупки «здесь и сейчас», возможность примерки, особенно это важно при выборе обуви. В больших городах России есть из чего выбирать: ЦУМ, ДЛТ, Aizel, Babochka, «День и Ночь», «Этажи» в Краснодаре и многие другие магазины ничуть не уступают Galeries Lafayette или Bergdorf Goodman.

 


BURO. выражает особую благодарность научному сотруднику НИУ ВШЭ Марселю Салихову за помощь в подготовке материала

Ольга Леонова

11.07.19, 11:40