Как фильм и костюмы к нему стали свидетельством эпохи освоения космоса
На дворе 40 000 год. Женщина-космонавт левитирует в нулевой гравитации, постепенно снимает с себя космические доспехи и остается голой. Всю эту сюрреалистическую картину прерывает звонок — не кого-то там, а президента Земли. Родная планета в опасности, злой гений Дюран Дюран угрожает цивилизации новым оружием, и только Барбарелла способна разыскать его и внушить ему разумное, доброе, вечное. Ей в помощь — секс, красота и отвага. Ну и футуристичные костюмы. Об этом фильм «Барбарелла» 1968 года, выход которого пришелся прямиком на эпоху освоения космоса — 1960-е.
Фильм снят по комиксу Жан-Клода Фореста, который при его создании опирался на образ секс-символа Франции 1960-х годов — Брижит Бардо. Продюсер фильма Дино де Лорентис собирался взять на главную роль как раз Брижит, которая к тому же была его бывшей женой. Тем не менее Бардо отказалась от роли из-за откровенных сцен, и в итоге режиссер фильма Рожер Вадим взял на главную роль Джейн Фонду, свою супругу. Позднее «Барбареллу» действительно будут упрекать в объективации и сексплуатации, тем не менее сама Фонда, которая уже в 1970-е станет поп-иконой феминистского движения, всегда обороняла картину от обвинений в сексизме: по сути, «Барбарелла» — первый фильм, где женский персонаж столь же открыт в своих желаниях, как и мужской, не говоря уже о том, что в 1960-е сай-фай был ориентирован на героев-мужчин.
Подкрепить образ наивной и эротичной героини были призваны костюмы Барбареллы, которые были созданы Жаком Фонтереем и Пако Рабаном — оба дизайнера придерживались образов из оригинального комикса Фореста (сам художник принимал активное участие в продакшене). Костюмы, в свою очередь, пришлись прямиком на дух времени и во многом содействовали становлению Фонды как секс-символа: футуристичный дизайн, использование нестандартных материалов и откровенность стали визуальным комментарием как на освоение космоса, так и на зарождающуюся сексуальную революцию.
Несмотря на то что большая часть костюмов была создана Фонтереем, можно с уверенностью констатировать тот факт, что вдохновлены они были Рабаном уже тогда. Дизайнер еще до выпуска фильма в прокат начинал популяризацию футуристичных дизайнов: взять хотя бы серебряный скафандр из открывающих кредитов фильма, прообразы которого можно было наблюдать на показах Рабана. Сама идея стриптиза в космосе была, по сути, вдохновлена показом дизайнера 1966 года, в котором модели танцевали в кабаре в купальниках из алюминиевых дисков.
Барбарелла меняет свои костюмы как минимум 19 раз: среди них пластиковое боди, купальник из спандекса, боди с окном для левой груди , платье из меха и серебряные ботфорты. Какими бы абсурдными в свете современности ни казались футуристичные образы из 1960-х, впоследствии они появились на подиумах: в кутюрном показе осень-зима 2009/10 Жан-Поля Готье было «боди Барбареллы» , в коллекции Dior осень-зима 2014–2015-х отсылки можно было найти в комбинезонах, а на показе Джереми Скотта весна-лето 2016 — прямые цитаты костюмов и бьюти-образов. «Барбарелла», возможно, сейчас попадает скорее под категорию guilty pleasure, тем не менее фильм стал одним из тех уникальных случаев, когда жизнь и искусство имитируют друг друга.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7