Почему мода 90-х вышла из зауженных джинсов Марка Рентона
Cool Britannia, посттэтчеровский феномен подъема молодежной культуры 90-х, был сделан руками юных неудачников. В эти годы зарождается брит-поп, 15-летняя Кейт Мосс с рабочей лондонской окраины появляется на обложке уже тогда культового журнала The Faсе, а юный выпускник Saint Martins Александр Маккуин в нелепой рубашке заявляет на весь мир: «Я — это 90-е». Примерно в те же годы по книге никому не известного молодого автора Ирвина Уэлша снимают фильм.
Кейт Мосс, 1990; Кейт Мосс c Александром Маккуином, 1991
Премьера фильма «На игле» состоялась в 1995 году. Несмотря на то что выход этого кино пришелся аккурат на расцвет поп-культурного феномена Cool Britannia, его герои далеки от британской молодежной культуры и концертов групы Oasis. Действие разворачивается в конце 80-х годов, во времена, когда культ секса и эксцессивного гламура был прочным глянцевым фасадом для социального кошмара: эпидемии СПИДа, наркомании и безработицы. Мир моды и реальный мир, такой, каким мы видим его на примере люмпенов из Эдинбурга, существовали параллельно друг другу. 90-е же ознаменовали собой кризис сознания в поп-культуре, когда искусство и действительность слились воедино, продуктом чего и стал фильм «На игле» — вроде про конец 80-х, но на самом деле символ 90-х.
Стилистика «На игле» как раз во многом отражает конфликт между реальной жизнью и поп-культурой. Рентон и его друзья не глядя меняют телевизор, по которому крутят рекламу, на наркотики и пластинки Игги Попа. Нигилизм главных героев «На игле» во многом отразился в их внешнем виде, который собрал в себе все главные культурные приметы в стиле 90-х, которые сейчас уже вошли в мейнстрим.
Игги Поп; кадр из фильма «На игле», 1995
Гранж
Стиль «На игле» нельзя охарактеризовать однозначно, но все его составляющие как раз и создают тот самый гранжевый аллюр, который так хочется повторить. Да, гранжевый стиль проще всего ассоциировать с фланелевыми рубашками, но в целом гранж — это об антиконсюмеризме. Как направление в рок-музыке он появился в Сиэтле в конце 80-х, характеризовался грязными звуками и нарочито неряшливым стилем в одежде. Рок-музыканты этого направления придерживались особенной философии в одежде: на сцену они надевали те же вещи, что носили дома, — в протест культуре ненужных покупок. После того как Nirvana подписала контракт с DGC Records, гранжевый стиль Курта Кобейна стал культовым и перекочевал в мейнстрим: в 1992 году Марк Джейкобс в Perry Ellis создает гранжевую коллекцию, Versus выпускает рекламную кампанию со Стеллой Теннант в той же стилистике, а Vogue снимает историю Grunge and Glory с Наоми Кэмпбелл.
По сути, образы героев «На игле» не меняются в зависимости от ситуаций. Рентон, из уст которого вышел самый популярный монолог о потребительском обществе, убегает от полиции, принимает наркотики и идет на рейв в одной и той же одежде, с повязанной на поясе фланелевой рубашкой. Кочерыжка и Саймон весь фильм выглядят как наутро после рейва, а Бегби разве что меняет одни поло Fred Perry на другие. Всем этим герои выражают свое пренебрежение к социальным нормам и при этом выглядят естественно и круто.
Versus; Nirvana
Панк-рок
Многие присваивают Дэнни Бойлу заслугу в создании мужских скинни-джинс, однако это не совсем так. Стиль героев в основном стал калькой с реального положения дел и настроений молодежи конца 80-х. В это время панк-рок был еще более чем жив, несмотря на то что ему на пятки уже наступал инди и брит-поп. Герои фильма «На игле» слушают американский панк 70-х годов. В те времена подростки стоят в очереди в американский клуб CBGB, чтобы прорваться на концерты агендерных панк-рокеров The Damned, The Stooges и Blondie. Рентон носит навеянные панк-временами скинни-джинсы и засаленные футболки не по размеру, оголяющие живот, — прямо как у Игги Попа.
Рейвы и рабочий класс
90-е немыслимы без культуры рейверов и габберов, которые помимо флоуресцентных ярких цветов и принтов одевались в простой athleisure. И если сейчас в постмодернистских коллекциях Рафа Симонса, Hood By Air, Гоши Рубчинского и Vetements тема спортивной одежды как повседневной педалируется, то в 90-х это было в порядке вещей. Бомберы остались от ультраправых субкультур, а олимпийки на молнии adidas, поло Fred Perry и кеды Converse все еще живут как наследие футбольных фанатов. Все это было повседневной одеждой нижней прослойки британского среднего класса, для которых рейвы по аналогии с футбольными матчами были главным местом приятного времяпрепровождения в период кризиса и безработицы на стыке 80-х и 90-х.
Гоша Рубчинский, кадр из фильма «На игле», 1995
Замшевый бомбер, олимпийки и buzzcut (стрижка под 0,5 см) Рентона навевают стиль футбольных фанатов и габберов. В то время как пероксидный блонд, неоновые оранжевые топы Саймона и очки Кочерыжки выглядят как повседневная униформа для рейвов. Рентон, Бегби, Саймон и Кочерыжка существуют как раз в этой среде нигилистов-бездельников из среднего класса, которые, как это характерно для стыка эпох, были потерянным поколением. Более того, по итогам второй части фильма они им и остались. Однако именно это поколение создало культуру и стиль 90-х, которые были так несовершенны в своем совершенстве. Уже сейчас, в 2017 году, мода на 90-е продолжает оставаться в общественном бессознательном — во многом потому, что у руля индустрии находятся люди, которые выросли в то время и пропустили его через себя. Об этой эпохе все еще будет рассказывать журнал Dazed, который именно тогда зародился в маленькой лондонской квартире этажом ниже Кейт Мосс. Дизайнеры Раф Симонс, Николя Жескьер и Марк Джейкобс из коллекции в коллекцию в лучших традициях десятилетия будут смешивать моду и культуру, а вечно молодое наследие Александра Маккуина будет вдохновлять еще не одного молодого дизайнера.
15.03.17, 15:07