Самое главное о дизайнере, который изменил подход к показам и к моде в целом
17 марта Александру Маккуину исполнилось бы 50 лет. В алфавитном порядке — самое главное о дизайнере, без преувеличения, гениальном, который изменил подход к показам и к моде в целом и сделал эксцентрику продаваемой.
Атлантида Платона
6 октября 2009 года в Париже состоялось последнее шоу дома Alexander McQueen, над которым работал Ли Александр Маккуин. «Шоу Plato Atlantis изменило будущее моды», — написали потом в Dazed and Confused. «Самая драматичная революция в моде XXI века», — охарактеризовала шоу позже Сюзи Менкес. Все эти яркие эпитеты в большей степени о том, что это было первое шоу, показанное в интернете в прямом эфире. Новая аудитория и коллекция, которая, как сейчас говорят, была создана, чтобы стать вирусной. Одни туфли-броненосцы, прославленные Леди Гагой, чего стоят.
Брюки-бамстеры
«Нижняя часть позвоночника — это самая эротичная часть чьего-либо тела, мужчины или женщины», — высказывание Маккуина звучит как пролог к его легендарным брюкам-бамстерам из первой коллекции под названием Jack The Ripper Stalks His Victims. Брюки, которые сидят так низко на талии, что непонятно это фу-низко или вау-низко. Спустя годы эти брюки выглядят как сарказм над хипстерской модой начала нулевых, но в 1992 году они были связаны с трендом на гибридность, которую Маккуин прославлял всю жизнь.
Voss
Показ коллекции весна-лето 2001 — из тех шоу, которые воспринимаются как отдельное творение. Само действо — это вещь в себе. Шоу проходило в автобусном гараже, модели находились за стеклом. Будто не видя зрителей и друг друга, они нервно перемещались по квадратуре стеклянной комнаты и создавали впечатление пациентов викторианского сумасшедшего дома. В центре комнаты находился ещё один стеклянный куб, который развалился в финале, оголив чрево. Гладкое, голое, в сонме летающих мотыльков и бабочек. Чревом была, кстати, журналистка Мишель Олли, а коллекция и показ были вдохновлены работами фотографа Джоэля-Питера Уиткина.
Джек Потрошитель
и другие драматичные извращенцы
Маргинальные субъекты и их истории жизни — излюбленные темы Маккуина. Его выпускная коллекция в Central Saint Martins была вдохновлена Джеком Потрошителем. В каждом изделии можно было найти плексигласовый кармашек, в который были вложены волосы дизайнера (в какие-то даже лобковые). В викторианскую эпоху проститутки продавали свои волосы, и покупатели делали из них локоны и дарили на память своим возлюбленным в знак привязанности. Позже такими историческими деталями и занимательными реминисценциями будут напичканы все его коллекции и шоу.
Givenchy
В 1996 году президент LVMH Бернар Арно искал новую кровь для модного дома Givenchy. Выбор Александра Маккуина был настолько неожиданным, что казалось, это просто маркетинговые игры. Маккуин был ярким персонажем, но слишком экстравагантным для консервативного дома моды. «Кто-то назвал меня и мою команду оборванцами, и мы действительно были таковыми в выбеленных джинсах и свитшотах на фоне изыска и лоска», — рассказывал он. Telegraph окрестил первую коллекцию команды Маккуина для парижского дома «couture fiasco», критика последовала и от французской прессы, которая накинулась на показ в целом и на внешний вид самого Маккуина в частности. Контракт с Givenchy закончился настоящей катастрофой спустя четыре года. В один момент Маккуин объявил о продаже 51% своей собственной линии Alexander McQueen жестоким конкурентам LVMH — Gucci Group. Если бы он просто выстрелил в грудь Бернару Арно, скандала было бы меньше. У Givenchy не осталось других вариантов, кроме как уволить хулигана.
Изабелла Блоу
Изабелла Блоу, странная, яркая, утрированная и довольно влиятельная особа. В 90-х такими эпитетами награждали моделей и модных редакторов. Эксцентричная и аристократичная, в сумасбродных шляпках Филиппа Трейси, она была одной из it-персон своей эпохи, но в историю моды вошла как женщина, открывшая Маккуина. Блоу выкупила первую коллекцию Маккуина «Джек Потрошитель преследует своих жертв» за 5 000 фунтов стерлингов. Несмотря на всю противоречивость их дружбы, они вдохновляли друг друга, а её самоубийство, предположительно, стало началом депрессии дизайнера.
Кейт Мосс
Ещё одна странная, яркая и утрированная женщина из вселенной Маккуина. «Голографическая Мосси» из коллекции «Вдовы Каллодена» была одной из муз дизайнера, женским вариантом его самого. Друзья поддерживали друг друга и в горе и в радости. Когда Мосс после очередного скандала, связанного с наркотиками, оказалась в опале, Маккуин вышел в финале своего шоу в футболке с надписью «We love you Kate».
Ли
Сегодня странно представить, но Александра Маккуина могло не быть. Весь тот путь, который проделала эта звезда, мог случиться под другим именем — Ли Маккуин. Изабелла Блоу давала немало советов, как заставить подчинить себе модный мир, но самый первый совет был – в названии бренда использовать второе имя, Александр.
Мама
В 2004 году Маккуин дал интервью своей маме для Guardian. Когда Джойс спросила о его главном страхе, он ответил: «Умереть раньше тебя». Ли Александр Маккуин пережил Джойс Маккуин на 9 дней, повесившись в собственном шкафу накануне её похорон.
Newham College
С именем Маккуина принято связывать вожделенную мекку для всех, кто хочет связать себя с миром искусства, — Центральный колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина (англ. Central Saint Martins College of Art and Design / CSM). Но первое образование он получил в колледже Ньюхэма в Восточном Лондоне. Отсюда первые навыки в ремесле портного, которые помогли ему в работе в ателье старинного английского бренда Gieves & Hawkes (где обслуживались принц Уэльский, лорд Ротшильд и Михаил Горбачёв) и в лондонском театре Angels and Bermans. Мозаика знаний, ремесла и опыта (именно в этой последовательности) сделала его таким уникальным, каким он оказался перед Бобби Хилсон, основателем и директором легендарного курса аспирантуры в Сент-Мартинсе.
Птицы и перья
Птицы занимали особенное место в викторианском бестиарии Александра Маккуина, недаром в детстве он был членом Клуба молодых орнитологов Великобритании. «Меня вдохновляет перо, а также его цвет, графика, невесомость и инженерия. Это так сложно и красиво». В попытках передать красоту птицы женщине родились: платье из перьев фазана из коллекции «Вдовы Каллодена» (осень-зима 2006–2007), платье из перьев чёрной утки из коллекции «Рог изобилия» (осень-зима 2009–2010), коллекция под названием «Птицы» (весна-лето 1995), задник в виде двух огромных крыльев из коллекции La Dame Bleue (весна-лето 2008) и многие другие пернатые предметы одежды и аксессуары.
Рудиментарность
Его всегда интересовали прошлое и будущее в самом широком смысле. Маккуин стремился докопаться до сути, даже если суть поистрепалась за давностью лет и рудиментировалась. В 1998 году для коллекции «The Untitled» он заказывает ювелиру Шону Лину корсет «Позвоночник». Модель представляла из себя кости, ребра и позвоночник, который заканчивался хвостом. Яркий пример одержимости дизайнера гибридностью: создание фигуры отчасти человеческой, отчасти животной.
Смерть
11 февраля, за день до похорон своей матери, Маккуин повесился на ремне в своём гардеробе. Он оставил предсмертную записку на задней обложке книги Вулфа фон Ленкевича «Происхождение человека»: «Пожалуйста, позаботьтесь о моих собаках. Извините, я люблю вас, Ли». В апреле 2010 года Вестминстерский коронер Пол Кнапман сообщил о результатах вскрытия. Отчёт о токсикологии вернулся, отметив «значительное» количество кокаина, а также снотворного и транквилизаторов.
Туфли-броненосцы
Легендарные туфли-броненосцы были изготовлены только для показа. 21 пара высотой 30 см, создающая иллюзию, будто стопа стоит en pointe, они мгновенно зарезервировали себе место в сердцах стилистов всех глянцевых изданий разом. Каждая пара «броненосцев» была изготовлена вручную в Италии. На изготовление одной пары требовалось 5 дней, 30 мастеров и материалы от трёх поставщиков кожи. Впоследствии it-туфли были выставлены на аукционе Christie's при поддержке ЮНИСЕФ, где три пары выкупила Леди Гага за 295 000 долларов.
Хулиганство
О своей нелюбви к истеблишменту Маккуин заявлял в глаза этому самому истеблишменту. Своим внешним видом в духе футбольных фанатов из Ист-Энда, с помощью коллекций и показов, а также мелких, но очаровательных заявлений, например про Дэвида Бэкхема: «Этот человек более тщеславен, чем вены, пронизывающие мой член». Но самый яркий поступок, полностью характеризующий бунтарский нрав, он совершил, когда работал на Seville Row. На подкладке пиджака принца Чарльза написал мелом «I’m a cunt». Его тут же уволили, но это, впрочем, не помешало Маккуину получить звание Командора ордена Британской империи несколькими годами позже.
Шотландия
Маккуин гордился своими шотландскими корнями. Но это был не светский патриотизм, который мог бы ограничиться штампированием одежды в клетку тартан. Он не боялся вскрывать раны, вспоминать о том, о чём вспоминать неприятно. Коллекция «Highland Rape» («Изнасилованная Шотландия») отсылает к событиям XVIII–XIX веков — восстаниям якобитов и депортации шотландских горцев. В истории Великобритании это не самая приятная глава называется «зачисткой Шотландского высокогорья» (Highland Clearances). В коллекции масса метафор, в которых угадываются намеки на тиранию Англии, ксенофобские настроения по отношению к шотландцам, смерть невинных – довольно обширный охват для моды. Другая коллекция на эту же тему была более романтичной — «Widows of Culloden» («Вдовы Каллодена»), одна из самых нежных в его биографии. Пронзительный финал, в котором под музыку из «Списка Шиндлера» из луча света в вихре воланов и рюшей появляется голографическая Кейт Мосс, стоит расценивать как произведение современного искусства.
Эскапизм
«Мода должна быть формой побега, а не формой заключения». Ли Александр Маккуин.
Другие истории
Подборка Buro 24/7