Стиль нью-вейв на советском пространстве
В финале показа Гоши Рубчинского, который прошел в Екатеринбурге 14 января, все модели вышли на импровизированный подиум и хором спели хит группы «Наутилус Помпилиус» «Гудбай, Америка». Изначально песня называлась «Прощальное письмо» (имя решили поменять после одного из концертов в США) и в перестройку негласно служила гимном неформальных прозападных движений. Таким же гимном, только в визуальном контексте, стал и фирменный стиль музыкантов: костюмы, стилизованные под военную форму, как олицетворение противостояния двух держав, яркий макияж (кивок в сторону американизированного глэм-рока) и прически в духе Зигги Стардаста.
Такой образ «наутилусов» сформировался не сразу: группа появилась в 1983 году, а ребрендинг случился тремя годами позже, после выхода альбома «Разлука». Именно он принес музыкантам громкую известность — стало очевидно, что новый имидж поможет группе стать еще более заметной среди других рокеров советской сцены. Бутусов, Умецкий и остальные участники «Наутилуса», очевидно, смотрели на западных музыкантов и старались им подражать: например, при взгляде на фотографии, где они позируют в застегнутых на все пуговицы рубашках, узких галстуках-«селедках» и с накрашенными губами, на ум тут же приходит группа Kraftwerk и в особенности обложка их альбома «Die Mensch-Maschine». Если говорить о визуальной репрезентации, по сути, «наутилусы» не придумали ничего нового, просто адаптировав актуальные западные примеры. Но сделали они это так лихо и с таким вкусом, что уличать их в подражании кому-либо нет никакого желания.
Стиль «наутилусов» второй половины 1980-х выглядит абсолютно созвучным нынешней моде: грамотно выверенный и правильно поданный китч, эклектика и гендерная амбивалентность (здесь опять же созвучие американским трендам, правда, появившимся лет на 10 раньше). После распада оригинального состава группы и ее возрождения, но уже с новыми музыкантами в 1990-е имидж «наутилусов» тоже стал другим: теперь Бутусов выходил на сцену с собранными в аккуратный хвост волосами, в total black, широких брюках (очень в духе Йодзи Ямамото) и лаконичных джемперах и рубашках. Что ж, все логично: новое постсоветское время формировало собственную визуальную культуру.