Как океанический мусор и пластиковые бутылки становятся очками и кроссовками
На днях издание Independent рассказало о дизайнерских солнечных очках из океанического мусора — проекте барселонской компании Sea2see: для создания оправ был использован пластик, собранный рыбацкими сетями у побережий Каталонии. По словам основателя компании Франкоса ван ден Абели, более 90% мусора, который рыбаки достают из моря, может быть переработано и использовано повторно: «Мода — вторая по уровню загрязнения окружающей среды индустрия, она уступает только нефтегазовой промышленности. А производство очков — огромный сегмент этой индустрии, при этом продукт сделан целиком из пластика, на разложение которого в природе уходят сотни лет. Пока что почти ничего не сделано для устойчивого развития в этой области».
Переработка пластика: от Пако Рабана до American Apparel
В условиях современной повестки инициатива Sea2see выглядит одним из логичных и ожидаемых шагов по внедрению в производство переработанного пластика. Но история вторсырья в моде началась намного раньше. Идею об использовании пластиковых отходов выразил еще в конце девяностых годов Пако Рабан. Уже в 2002-м коллекцию с прямолинейным названием Recycled — полностью из переработанного пластика — показал канадский дуэт Dsquared2. Трое дизайнеров из Лондона запустили проект Everything you buy is rubbish («Все, что вы покупаете, — мусор»), в рамках которого сами собирали пластик на английских побережьях, переплавляли и шили яркие кеды из получившегося материала. Долгое время, впрочем, экологическая тема так и оставалась нишевой в глобальной модной индустрии.
Одним из первых высказываний о массовом использовании переработанного пластика в одежде была коллекция украшений American Apparel, выпущенная в 2008 году ко Дню Земли. Важную роль в информировании общества о возможностях вторичного использования пластикового мусора стала акция дизайнера Барбары де Врис, в ходе которой она расшила кусочками пластика футболки бренда Loomstate и выставила их в павильоне из пластиковых бутылок на Art Basel Miami в 2010 году. Весь пластик для украшения и инсталляции дизайнер самостоятельно собрала на побережьях Багамских островов. Футболки впоследствии продавались в Barneys в Нью-Йорке.
Борьба с океаническим мусором при помощи моды
В 2010 году американский музыкант и продюсер Фаррелл Уильямс стал сооснователем Bionic Yarn — компании, занимающейся разработкой и производством технологичных тканей с применением вторсырья. А в 2014 году он выпустил совместно с брендом денима G-Star Raw коллекцию Raw for the Oceans: волокна, из которых сделаны простые на первый взгляд джинсовые вещи, получали из переработанного океанического мусора. Уильямс рассказал в одном из интервью, что коллаборация станет важным шагом на пути популяризации переработанных материалов в одежде: «Сотрудничество с G-Star — очевидный выбор, ведь у каждого человека есть джинсы». По оценкам Bionic Yarn, на создание коллекции ушло около 10 тонн выловленного из океана пластика.
Одна из самых громких новостей за последнее время, касающихся использования океанического мусора в производстве одежды, — сотрудничество adidas с некоммерческой организацией Parley for the Oceans. Итогом коллаборации оказалась концепция кроссовок, ткань для которых производится из выловленного в океане пластика и рыболовных сетей браконьеров. При пошиве таких кроссовок не остается отходов: полотно плетут по технологии, которую компания использует для линейки Primeknit, что позволяет сразу задать форму детали и не требует вырезания выкройки. Позже разовая акция переросла в постоянное сотрудничество, и сейчас в магазинах adidas можно найти линейку Parley: помимо кроссовок в ней есть шлепки и майки для бега.
Успех коллаборации привел к закономерному развитию идеи борьбы с океаническим мусором при помощи моды. В начале июня 2017 года, в преддверии Всемирного дня океанов, о долгосрочном сотрудничестве с Parley объявила Стелла Маккартни. Дизайнер известна своей последовательной борьбой за экологию и уже сотрудничает с несколькими природоохранными организациями и стартапами в области разработки новых материалов. Кирилл Гутч, основатель Parley, так прокомментировал возможности, которые открывает работа с брендом Stella McCartney: «Думаю, создавая новый материал премиум-класса из мусора, мы сможем повысить осведомленность общества о проблеме загрязнения океанов пластиком».
Почему особое внимание уделяется именно океаническому мусору? Океаны занимают более 70% поверхности Земли, и, вопреки распространенному мнению, именно они, а не леса производят большую часть атмосферного кислорода, регулируют климат в мировом масштабе, а океанические экосистемы снабжают человечество рыбой, морепродуктами и удобрениями. Пластик, попадающий в море, фотодеградирует — распадается от солнечного света с выделением токсичных веществ, в виде гранул и пленок может попадать в организмы животных и мешать пищеварению, а в остатках пакетов и рыболовных сетей запутываются и гибнут рыбы и морские млекопитающие. По оценке Greenpeace 2007 года, океанический пластик напрямую вредит как минимум 267 видам морских обитателей.
Круговые течения в океанах сбивают оказавшийся в воде пластик в «мусорные пятна», самое известное и крупное из которых — Большое тихоокеанское мусорное пятно; приблизительные оценки его площади варьируются от 700 тысяч до полутора миллионов квадратных километров. Оказавшиеся в морской воде бутылки, контейнеры и пакеты быстро распадаются на мелкие куски и образуют «пластиковый суп», который долго и дорого собирать. Но большая часть океанического мусора подлежит переработке и может дать начало не только тканям, но и предметам интерьера, спортивному инвентарю и даже деталям инженерных сооружений вроде эстакад и мостов.
Новая функция полиэстера
Впрочем, чтобы быть переработанным во что-то новое и полезное, пластиковый мусор необязательно должен сначала попадать в океан. Большинство упаковок продуктов питания — бутылки для молока и минеральной воды, коробки для овощей и фруктов и многое другое — сделано из полиэтилентерефталата, в сокращении ПЭТ. Это термопластик из класса полиэфиров, который легко может быть переработан в волокна — именно эти волокна имеют торговое название «полиэстер».
Полиэстер, полученный из переработанного ПЭТ, маркируется как «recycled polyester», но по своим свойствам неотличим от первичного сырья. В числе компаний, которые стабильно используют переработанный полиэстер в производстве, — спортивные бренды вроде Nike и Patagonia (из полиэстерового волокна делают самый популярный материал для спортивной одежды — флис), а также шведский гигант H&M: переработанные синтетические ткани составляют основу экологичной линейки Conscious.
Использование вторсырья для создания ткани доступно не только гигантским корпорациям. Венгерский дизайнер Апор Ковач в 2014 году представил проект устройства PETE, которое сможет перерабатывать пластиковые бутылки в одежду. То есть буквально: вы загружаете несколько бутылок, и устройство перерабатывает ПЭТ в сырье для 3D-принтера, который печатает новую футболку или платье. По-видимому, на тот момент серийное производство гаджета оказалось невозможным, но перспективность идеи была оценена: проект выиграл конкурс Electrolux DesignLab 2014.
Российские дизайнеры не остались в стороне от мирового тренда. Весной 2016 года Ольга Глаголева — основательница экологичной марки одежды GO — выпустила совместно с компанией Authentic Investments коллекцию толстовок из переработанных пластиковых бутылок GO Authentic. На производство одной толстовки нужно всего пять бутылок, поэтому в начале продаж коллекции покупателям предоставляли скидку в обмен на принесенные пустые бутылки. По словам дизайнера, почти все толстовки были проданы со скидкой, что убедило ее в важности продолжения работы с переработанным пластиком.
С применением переработанного пластика производится не только чистый полиэстер, но и смешанный материал. Так, компания Delonatelo занимается созданием и брендингом футболок из смеси переработанного хлопка и полиэстера. 40% полиэстера в составе обеспечивается переработанным ПЭТ, а хлопок получают путем измельчения старых вещей и отходов хлопкового производства в мелкую пыль, которую совмещают с полиэстером в волокне. Из такого материала Delonatelo изготовил форменные футболки для сотрудников «ИКЕА Химки». ИКЕА знаменита своими экологическими инициативами и поддерживает «зеленые» проекты в разных производственных отраслях, в том числе и на местных рынках, но сотрудничество с Delonatelo стало для шведской компании первым в России опытом в сфере одежды.
Будущее переработанного пластика на отечественном рынке
Это не единственные примеры создания одежды из вторсырья на отечественном рынке. Поиск в Google открывает десяток маленьких локальных марок, занимающихся производством футболок и авосек из «мусора». К сожалению, им не хватает грамотного позиционирования себя на рынке, поэтому в российском модном сегменте тема переработанных материалов до сих пор поднимается мало.
Использование вторичного пластика, а также переработанного хлопка и вискозы, может стимулировать развитие легкой промышленности. Россия обладает большим запасом лесов (целлюлоза из древесины — источник вискозы) и нефти, но все же он не бесконечен. Легкая промышленность сейчас находится в упадке: отечественные марки почти в один голос ругают российские ткани. При этом, например, для создания вторичного полиэстера требуется до 30% меньше энергии, чем для синтеза нового волокна. Идея переработки отходов для создания одежды может стать движущей силой для улучшения производства при экономии ресурсов и с заботой о природе, но только если будет запрос аудитории. То есть наш с вами интерес.
Другие истории
Подборка Buro 24/7