Главный камбэк года в категории аксессуаров. Как носить и где искать украшения из жемчуга

По счастливой случайности несколько тысячелетий назад один древний человек нашел на берегу океана маленькую перламутровую бусину, хорошо известную нам как жемчуг. За всю историю он претерпел многое: его носили первые леди, подделывали ювелиры и именовали «возрастным» украшением. А сегодня жемчуг вновь стал главным объектом желания. Рассказываем, почему все полюбили этот минерал, как его носить и у каких марок (локальных тоже) искать.


В 2017 году на острове Муравах, у побережья Абу Даби, археологи обнаружили древнейшую жемчужину, возраст которой оценивается в 8000 лет. Бледно-розовую бусину диаметром меньше трех сантиметров сразу же отправили на экспозицию «10 000 лет роскоши» в местный Лувр. Это мы к чему: с древних времен люди стали использовать минерал как украшение. В греческой мифологии Афродита вышла из морской раковины, а капли воды с ее волос превратились в жемчужины. В Китае бусины на головном уборе обозначали ранг чиновника: только у самых состоятельных они были из этого природного материала. А еще, конечно, всем известна легенда про Клеопатру, которая пообещала одному из фаворитов самый дорогой ужин в истории. Все, что она сделала, — бросила в бокал с вином серьгу с жемчугом.

В эпоху Ренессанса изделия из жемчуга запечатлены на портретах Марии Медичи, Анны Болейн, Марии Стюарт и королевы Елизаветы. Примерно тогда же пришла мода на минерал неправильной формы — барочный жемчуг. Однако вместе с бурно начавшейся индустриализацией в конце XVIII века украшение перестало быть прерогативой титулованных и власть имущих: широкие слои населения становились богаче, и торговцы начали делать копии (и ничем не хуже императорских). Поворотной точкой в любви аристократии к жемчугу стали многочисленные войны, из-за которых она лишилась множества произведений искусства в конце XIX века. Желающие вновь обладать перламутровыми драгоценностями тогда еще не догадывались, что на другом конце света, в Японии, начал творить «король жемчуга» Кокити Микимото, который вскоре навсегда изменит историю минерала.

ЖЕМЧУЖИНЫ НА ШАПКЕ ИМПЕРАТРИЦЫ КИТАЯ

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ, «РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ», ОК. 1485
ФРАНСУА КЛУЭ, «МАРИЯ СТЮАРТ», ОК. 1558
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР, «НЕПОБЕДИМАЯ АРМАДА» (ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ I), ОК. 1590

КОКИТИ МИКИМОТО

МЭРИЛИН МОНРО В ЖЕМЧУЖНОМ КОЛЬЕ MIKIMOTO, 1954

ГРЕЙС КЕЛЛИ В ФИЛЬМЕ «ОКНО ВО ДВОР», 1954
ОДРИ ХЭПБЕРН В ФИЛЬМЕ «ЗАВТРАК У ТИФФАНИ», 1961

К концу XIX века добыча жемчуга с морского дна признавалась все более опасной, а главное — дорогой. Всего за одно двухъярусное колье (стоимостью 1 млн долларов) Пьер Картье смог выкупить здание на Мэдисон-авеню в 1917-м, в котором, собственно, одноименный бренд и поселил. К середине следующего столетия, вместе с международным запретом на ловлю натурального камня (1952 год), до Запада дошло изобретение японского предпринимателя Кокити Микимото — он сделал первый культивированный жемчуг из морских моллюсков. Изделия носили Грейс Келли, Мерилин Монро, которая, кстати, не питала особой любви к вычурным украшениям, и Жаклин Кеннеди. Коко Шанель, у которой материал всегда был в почете, ехидно подмечала, что «женщине нужны веревки и веревки из жемчуга». В 1961-м в колье из пяти рядов крупных бусин с бриллиантовой розой по центру снялась Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани». Его автором стал французский дизайнер Роджер Шемам, который в разное время сотрудничал с Givenchy, Yves Saint Laurent, Dior и Lanvin. Новая волна обожания жемчуга пришла в 90-е. Christian Dior, Ungaro и Chanel стали производить украшения из искусственного материала, причем настолько крупного, что его даже не пытались выдать за настоящий. Вторя Коко, Карл Лагерфельд говорил, что жемчуг подсвечивает лицо женщины изнутри и придает коже особенный оттенок.

ПРИНЦЕССА ДИАНА НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОМ ВЕЧЕРЕ VALENTINO В «ПЛАТЬЕ МЕСТИ» И В ЖЕМЧУЖНОМ ЧОКЕРЕ С САПФИРОМ, 1994
КОЛЬЕ CARTIER СТОИМОСТЬЮ $1 ДОЛЛАРОВ
КОКО ШАНЕЛЬ

ЖАКЛИН КЕННЕДИ

CHANEL, ВЕСНА-ЛЕТО 1992

МАДОННА В КЛИПЕ НА ПЕСНЮ LIKE A VIRGIN, 1984

РИАННА НА ШОУ VICTORIA’S SECRET, 2012

По мнению BOF, возвращение жемчуга сегодня началось еще в 2012-м — после выступления Рианны в чокере и очках Chanel на шоу Victoria's Secret. В том же году Симон Роша выпустила сумку «Pearl Egg» с кристаллами и крупными бусинами и сделала камень главным атрибутом стиля викторианской панк-принцессы. На последних весенне-летних показах Versace, Givenchy, Chanel в категории украшений бал тоже правил жемчуг. На Каннском кинофестивале в этом году Мишель Йео вышла в Mikimoto High Jewelry, а Кейт Бланшетт — в Louis Vuitton. Финальную точку в возрождении камня поставил Джорджио Армани, который показал кутюрную коллекцию Armani Prive осень-зима 2024, от и до посвященную жемчужине. В конце шоу вышли две модели в платьях, полностью осыпанные этим минералом.

КИМ КАРДАШЬЯН НА MET GALA 2023
ДЖИДЖИ ХАДИД НА MET GALA 2023
VERSACE, ВЕСНА-ЛЕТО 2024

JEAN PAUL GAULTIER, COUTURE ВЕСНА-ЛЕТО 2024

SIMONE ROCHA, ВЕСНА-ЛЕТО 2024

VALENTINO, RESORT 2025
ARMANI PRIVE, COUTURE ОСЕНЬ-ЗИМА  2024
LOUIS VUITTON, MENSWEAR ВЕСНА-ЛЕТО 2024

Аукционные цены на жемчуг акойя и камни южных морей выросли на 50% за последние 4 года, а в тиктоке — главном передовике новостей из фэшн-мира — говорят о скейтерской эстетике, главным артибутом которой стали жемчужные нити в мужском гардеробе. Впрочем, они в нем появлялись и раньше. В 2019-м с перламутровой серьгой на Met Gala вышел Гарри Стайлз. Не пренебрегают камнями и Тимоти Шаламе, и Джаред Лето, который примерил бусы для июньского Vogue Men Hong Kong. Asap Rocky, в свою очередь, выпустил коллаборацию с лондонским брендом A Sinner in Pearls, в которую вошел пресноводный жемчуг и кристаллы в ожерельях, серьгах и браслетах для мужчин.

ДЖАРЕД ЛЕТО ДЛЯ ЖУРНАЛА VOGUE MEN HONG KONG, ИЮНЬ 2024

ГАРРИ СТАЙЛЗ НА MET GALA 2019
A$AP ROCKY
КОЛЛАБОРАЦИЯ A$AP ROCKY И A SINNER IN PEARLS

PINTEREST

PINTEREST

СТРИТСАЙЛ НЕДЕЛИ ВЫСОКОЙ МОДЫ В ПАРИЖЕ 2024
PINTEREST
СТРИТСАЙЛ НЕДЕЛИ ВЫСОКОЙ МОДЫ В ПАРИЖЕ 2024

Носить жемчуг сегодня можно любым приглянувшимся способом: сочетать нити разной длины, миксовать подвески с ракушками и другим декором. Предлагаем создавать образы в эстетике mermaid core, добавляя к плиссированным юбкам и платьям жемчужные бусы, серьги и кольца, или делать акцент на одном аксессуаре в повседневном луке.

LIME 1 599 Р.

PEARL OCTOPUS 21 600 Р.

SEED BEAD 22 000 Р.

MANIOVICH 5 100 Р.

PUNTUS 30 000 Р.

CHAIKA 4 790 Р.

Анна Высоцкая

03.07.24, 18:07