По счастливой случайности несколько тысячелетий назад один древний человек нашел на берегу океана маленькую перламутровую бусину, хорошо известную нам как жемчуг. За всю историю он претерпел многое: его носили первые леди, подделывали ювелиры и именовали «возрастным» украшением. А сегодня жемчуг вновь стал главным объектом желания. Рассказываем, почему все полюбили этот минерал, как его носить и у каких марок (локальных тоже) искать.
В 2017 году на острове Муравах, у побережья Абу Даби, археологи обнаружили древнейшую жемчужину, возраст которой оценивается в 8000 лет. Бледно-розовую бусину диаметром меньше трех сантиметров сразу же отправили на экспозицию «10 000 лет роскоши» в местный Лувр. Это мы к чему: с древних времен люди стали использовать минерал как украшение. В греческой мифологии Афродита вышла из морской раковины, а капли воды с ее волос превратились в жемчужины. В Китае бусины на головном уборе обозначали ранг чиновника: только у самых состоятельных они были из этого природного материала. А еще, конечно, всем известна легенда про Клеопатру, которая пообещала одному из фаворитов самый дорогой ужин в истории. Все, что она сделала, — бросила в бокал с вином серьгу с жемчугом.
В эпоху Ренессанса изделия из жемчуга запечатлены на портретах Марии Медичи, Анны Болейн, Марии Стюарт и королевы Елизаветы. Примерно тогда же пришла мода на минерал неправильной формы — барочный жемчуг. Однако вместе с бурно начавшейся индустриализацией в конце XVIII века украшение перестало быть прерогативой титулованных и власть имущих: широкие слои населения становились богаче, и торговцы начали делать копии (и ничем не хуже императорских). Поворотной точкой в любви аристократии к жемчугу стали многочисленные войны, из-за которых она лишилась множества произведений искусства в конце XIX века. Желающие вновь обладать перламутровыми драгоценностями тогда еще не догадывались, что на другом конце света, в Японии, начал творить «король жемчуга» Кокити Микимото, который вскоре навсегда изменит историю минерала.
К концу XIX века добыча жемчуга с морского дна признавалась все более опасной, а главное — дорогой. Всего за одно двухъярусное колье (стоимостью 1 млн долларов) Пьер Картье смог выкупить здание на Мэдисон-авеню в 1917-м, в котором, собственно, одноименный бренд и поселил. К середине следующего столетия, вместе с международным запретом на ловлю натурального камня (1952 год), до Запада дошло изобретение японского предпринимателя Кокити Микимото — он сделал первый культивированный жемчуг из морских моллюсков. Изделия носили Грейс Келли, Мерилин Монро, которая, кстати, не питала особой любви к вычурным украшениям, и Жаклин Кеннеди. Коко Шанель, у которой материал всегда был в почете, ехидно подмечала, что «женщине нужны веревки и веревки из жемчуга». В 1961-м в колье из пяти рядов крупных бусин с бриллиантовой розой по центру снялась Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани». Его автором стал французский дизайнер Роджер Шемам, который в разное время сотрудничал с Givenchy, Yves Saint Laurent, Dior и Lanvin. Новая волна обожания жемчуга пришла в 90-е. Christian Dior, Ungaro и Chanel стали производить украшения из искусственного материала, причем настолько крупного, что его даже не пытались выдать за настоящий. Вторя Коко, Карл Лагерфельд говорил, что жемчуг подсвечивает лицо женщины изнутри и придает коже особенный оттенок.
По мнению BOF, возвращение жемчуга сегодня началось еще в 2012-м — после выступления Рианны в чокере и очках Chanel на шоу Victoria's Secret. В том же году Симон Роша выпустила сумку «Pearl Egg» с кристаллами и крупными бусинами и сделала камень главным атрибутом стиля викторианской панк-принцессы. На последних весенне-летних показах Versace, Givenchy, Chanel в категории украшений бал тоже правил жемчуг. На Каннском кинофестивале в этом году Мишель Йео вышла в Mikimoto High Jewelry, а Кейт Бланшетт — в Louis Vuitton. Финальную точку в возрождении камня поставил Джорджио Армани, который показал кутюрную коллекцию Armani Prive осень-зима 2024, от и до посвященную жемчужине. В конце шоу вышли две модели в платьях, полностью осыпанные этим минералом.
Аукционные цены на жемчуг акойя и камни южных морей выросли на 50% за последние 4 года, а в тиктоке — главном передовике новостей из фэшн-мира — говорят о скейтерской эстетике, главным артибутом которой стали жемчужные нити в мужском гардеробе. Впрочем, они в нем появлялись и раньше. В 2019-м с перламутровой серьгой на Met Gala вышел Гарри Стайлз. Не пренебрегают камнями и Тимоти Шаламе, и Джаред Лето, который примерил бусы для июньского Vogue Men Hong Kong. Asap Rocky, в свою очередь, выпустил коллаборацию с лондонским брендом A Sinner in Pearls, в которую вошел пресноводный жемчуг и кристаллы в ожерельях, серьгах и браслетах для мужчин.
Носить жемчуг сегодня можно любым приглянувшимся способом: сочетать нити разной длины, миксовать подвески с ракушками и другим декором. Предлагаем создавать образы в эстетике mermaid core, добавляя к плиссированным юбкам и платьям жемчужные бусы, серьги и кольца, или делать акцент на одном аксессуаре в повседневном луке.
LIME 1 599 Р.
PEARL OCTOPUS 21 600 Р.
SEED BEAD 22 000 Р.
MANIOVICH 5 100 Р.
PUNTUS 30 000 Р.
CHAIKA 4 790 Р.
Другие истории
Подборка Buro 24/7