Понятие «углеродной нейтральности» разбирает основательница проекта «Собиратор» Валерия Коростелева
На Лондонской неделе моды Burberry представил свой первый углеродно-нейтральный показ. Нью-йоркский бренд Collina Strada использует переработанные ткани и выпускает моделей на подиум в шоу, где не используется электричество. В Милане Gucci объявляет, что переходит на углеродно-нейтральное производство. Nike запустил программу «Move To Zero», которая подразумевает системное сокращение выбросов, связанных с производством. Эти и другие компании в разных индустриях, да и целые страны заявляют, что достигнут углеродной нейтральности к определенному году. Мы попросили объяснить значение этих деклараций Валерию Коростелеву — основательницу экологического проекта «Собиратор» и руководительницу московского отделения движения «Раздельный сбор».
Collina Strada
Подразумевается, что компания компенсирует количество выбросов парниковых газов при производстве одежды, упаковки, пакетов и при транспортировке. Чаще всего под компенсацией понимается высаживание деревьев. Но масштабы производства одежды настолько велики, что для нулевого углеродного следа нужно будет не просто сохранять леса, а высаживать ежегодно миллионы деревьев. Надо еще учитывать их приживаемость и срок, через который они станут по-настоящему продуктивно поглощать СО2. Таким способом к углеродной нейтральности в этой отрасли прийти практически невозможно — только если вы очень маленькая частная мастерская. Заявления такого рода кажутся не более чем маркетинговым ходом.
Нам, то есть экологическому сообществу, решение видится в комплексном подходе всей индустрии. Во внедрении «медленной моды», в использовании качественных вещей, сделанных из выращиваемых растительных материалов от ответственных органических фермеров. Также переработка вторичного сырья и бережливые экологичные процессы на всех этапах — от материала до пошива, доставки, минимальной упаковки и т. д.
Adidas Futurecraft.Loop
Из гигантов еще в 2015-м adidas делал кроссовки из вторсырья, но не полностью. Только верх модели был из утилизированной пряжи и нити. Весной этого года бренд сообщил о создании кроссовок, все части которых будут из переработанного вторсырья. Модель называется Futurecraft.Loop. Насколько нам известно, у adidas есть стратегия устойчивого развития, цель которой к 2024 году — использовать только переработанный полиэстер. Это значительно сократит использование природных ресурсов и выбросы углерода в атмосферу. Еще стремится стать углеродно-нейтральным Gabriela Hearst. Об этой инициативе заявили в Kering (Gucci, Balenciaga и Saint Laurent). Будем следить.
Мы не знаем российских производств, которые стремятся к углеродной нейтральности. Вообще, если у компании есть углеродное отслеживание, то на ее сайте можно найти спецификацию PAS 2060:2010 (стандарт предоставления отчетности по сокращению углеродных выбросов. — Прим. BURO.).
Burberry SS20, первый углеродно-нейтральный показ бренда
Сначала необходимо оценить и измерить вред, который компания наносит окружающей среде. Дальше нужно подумать, как его сократить, а то, что не получается сократить, — компенсировать. Это получится, если след совсем небольшой. То есть в первую очередь нужно реализовать программу по сокращению производства. Сейчас модные бренды оценивают вред окружающей среде деньгами. За расчеты отвечает компания ClimateCare. На сайте одну тонну CO2 оценивают в 7,5 фунта стерлингов. Но заплатить за след — не значит прийти к углеродной нейтральности. Это называется откупиться.
Высокотехнологичные и качественные вещи, созданные с комплексной экологической ответственностью, конечно, стоят дороже. Но для покупателя это означает, что вещь служит дольше, и ее не придется часто менять.
Gucci SS20, первый углеродно-нейтральный показ бренда
Пока углеродная нейтральность — это гринвошинг. Нет компаний, которые бы на 100% компенсировали вред выбросов. Возможно, их стоит называть «постепенно экологизируемыми».
Да, так как углеродной нейтральности не существует, лучше сокращать производство. Мы говорим про сокращение не только количества товаров, но и всей продукции, сопутствующей продаже: витрины, зеркала, манекены, мебель, декорации. Нужно прийти к повторному использованию всей сопутствующей продукции (к переработке пластика и стекла) и реализовать продажу коллекций прошлого сезона. Это приведет к отказу от утилизации и сжиганию непроданных вещей. Мы считаем, что бренды должны не только рекламировать устойчивое развитие и «хайповать» на этом, но и самостоятельно контролировать переработчиков и подробно и открыто презентовать результаты сокращения экологического следа для потребителей.