Скинни-фит — это новое маленькое черное платье XX века, доступное всем. Их грандиозный камбэк на подиумы был лишь вопросом времени. К тому же история брюк в обтяг чуть ли не старше изобретения Коко Шанель.
На подиум вернулся тренд, который, как казалось всем, уже дышит на ладан, а именно брюки скинни. В прошлом сезоне мы впервые увидели их на показе Y/Project, а также их спандексную версию вкупе с блузами в стиле сериала 1970-х «Династия» на весеннем показе Balenciaga. Уже в этом сезоне на мужском показе Balenciaga Демна Гвасалия продолжил возвращать наш 2007 год и достал из небытия мужские скинни-джинсы с низкой посадкой в духе маккуиновских бамстеров. На последнем показе Vetements узкие брюки появились не только как оммаж субкультуре панков и эмо, но и знакомому образу женщины из среднего класса. Ничего нового дизайнеры нам не показали — в повседневной жизни скинни-джинсы никуда не исчезали.
Vetements, Haute Couture 2017
Брюки-дудочки и Великая французская революция
Изначально брюки скинни-фит, как и многие радости европейской жизни, были доступны только мужчинам. Изначально бриджи в обтяжку были популяризованы в XVII веке в Европе благодаря французскому королю Людовику XIII, который умел шокировать своим внешним видом еще сильнее, чем своими сомнительными связями с придворными. Вместе со всем французским тенденция на обтягивающие брюки появилась в Великобритании, где денди носили их в отместку правящему классу, бессовестно их копируя. Уже в XIX веке, когда англо-французская мода достигла пика своих заимствований, Францию охватила Великая французская революция, которая подарила Европе не только либеральные свободы, но и права мужчинам носить брюки-дудочки. Они стали альтернативой традиционным рабочим шароварам, и партизанский отряд пролетариата, который именовал себя Sans-culottes (без кюлотов), использовал узкие брюки в вертикальную полоску как символ неповиновения правящему классу.
От феминистских блумеров до дизайна Поля Пуарэ
К концу XIX века одежда постепенно перестает быть просто необходимостью и все больше становится оружием по борьбе с социальными и политическими несправедливостями. В особенности это коснулось движения за женские права. Разумеется, женщине конца XIX века нельзя было и подумать о праве на образование, не то что на право снять юбку. Тогда ситуацию в свои руки берет редактор феминистского зина (как мы сказали бы сейчас) Амелия Блумер. Она впервые конструирует свободные брюки как альтернативу кринолинам для женщин. Эти свободные брюки в неовосточном стиле стали незаменимым элементом в гардеробе женщин, которые предпочитали активный образ жизни, однако они все еще не подходили для приемов и выходов в свет. Только в 1910-х годах в мире появляется первый прототип женских брюк, которые попали в категорию высокой моды, — это были гаремные шаровары, изобретенные французским дизайнером Полем Пуаре. В мгновение ока они стали популярны и приемлемы среди богемного Парижа времен Belle Époque, и их можно было увидеть на каждой уважающей себя подружке художника-авангардиста. Тем не менее, подобно всему неординарному и вызывающему, этот тренд канул в небытие вместе с приходом Первой мировой войны.
Иллюстрация, изображающая женщину в "Блумерах", брюках, сконстуированных Амелией Блумер, 1851 (слева). Поль Пуаре с моделью на примерке шароваров, 1929 (справа).
Бунтари и гендерная нейтральность
В глобальном контексте зауженные брюки появились чуть позже как элемент спортивной одежды. Европейские женщины начинают все больше заниматься спортом, особенно зимним, который, в свою очередь, требовал практичности. Например, для того, чтобы отправиться кататься на лыжах или на занятия по зимней ходьбе, женщины надевали узкие штаны из парусины или саржи, которые не стесняли движений и сохраняли тепло. Тем не менее в повседневной жизни женщинам по-прежнему приходилось облачаться в платья — до тех пор, пока в моду вместе с переменами в культурном пространстве не вошла агендерность. Первой вехой в истории XX века, когда гендерная нейтральность вошла в обиход, стали 1950-е годы. К тому времени Америка уже берет на себя звание трендсеттера и центра бунтарской молодежи. Именно в это десятилетие в США образовывается субкультура битников, которая, помимо отрицания буржуазных ценностей, восстала еще и против традиционных понятий о гендере. Именно благодаря битникам, которые ввели в моду минимализм и андрогинность, черные водолазки вкупе с черными дудочками стали униформой как для женщин, так и для мужчин. В тех самых битниковских черных брюках в обтяжку Одри Хепберн скачет по Парижу в «Забавной мордашке». Популярная культура быстро подхватила тренд, и вот уже на голливудском уровне скинни-фит с американским налетом в дениме начинает ассоциироваться с бунтарством и становится трендом. Спасибо нужно сказать Джеймсу Дину, Марлону Брандо и Элвису Пресли, которые успешно пропагандировали соблазнительный имидж плохих мальчиков.
Битники, 1950-е (слева). Одри Хепберн в фильме "Забавная мордашка" (справа).
Новый идеал Calvin Klein
По-настоящему скинни-джинсы перестают быть атрибутом бунтарей поневоле в 1960-х и прочно входят в популярную моду — и очень вовремя, ведь молодежи захотелось перемен. Женщины начинают поиск новой сексуальности и свободы, осваивая предметы мужской одежды так, чтобы они подчеркивали фигуру. В это время компания Wrangler представила новый материал из смеси полиэстера и хлопка, который позволил шить первый современный прототип скинни, который моментально распространился среди девушек-модов и парней-рокеров — таких, как Мик Джаггер (не пренебрегает ими он и сейчас), Боб Дилан и Пол Маккартни. Позже, в 1970-е, их стиль, только в более жесткой и агрессивно сексуальной манере, перенимают британские панк-рокеры: Сид Вишес, который, кажется, носил их с Нэнси по очереди, солисты группы The Clash и знаменитые лохматые Ramones, которые до сих пор остаются в массовом сознании парнями в порванных скинни. В 80-е Calvin Klein выпускает рекламную компанию с 14-летней Брук Шилдс в джинсах в обтяг, которая заявляет нам с телевизионных экранов, что между ней и ее Calvin's ничего нет. Вызов, который несли эти джинсы, стал понятен многим женщинам, которые в 1980-е наконец-то приняли свою сексуальность, и именно он изменил в массовом сознании представление об идеальных женских джинсах.
Mom jeans и курс на расслабленость
В 90-е мода на скинни ушла в тот момент, когда пришла мода на объемную одежду, в том числе и на более комфортные mom jeans — такие, как Levi's 505. Их примерили на себя почти все звезды 1990-х. Однако мода на них быстро прошла, и ей предстояло вернуться лишь пару лет назад в контексте усталости от моды и курса на нормкор. В подавляющем большинстве притягательность джинсов в обтяг с переменным успехом правила бал в женском масс-маркете начиная с 2006 года за счет своей универсальности и удобства (если они выбраны по размеру) и до недавнего времени — до тех пор, когда в какой-то момент они стали восприниматься как passé.
Брук Шилдс в рекламной кампании Calvin Clein
От хита масс-маркета к модному заявлению
В последние годы на подиумах мы можем наблюдать засилье постмодернизма, и очередное возвращение скинни-фит как модного стейтмента стало только вопросом времени. Теперь, уже привычные нашему глазу, джинсы в обтяг избавляются от ореола клише и приобретают совершенно новое значение. Тенденция на смешанные показы показывает, что теперь они уместны не только на женщинах, но и на мужчинах, что в очередной раз возвращает нас к разговору о смене форматов маскулинности в сторону гендерной нейтральности. В свою очередь, женская мода продолжает брать курс на демократию и принятие своего тела, и теперь вопрос «Почему тому, к чему мы привыкли в обыденной жизни, не место на подиуме?» стоит все острее. Возможно, дизайнеры придерживаются именно этой логики, и поэтому в последнее время они показали нам множество вариаций брюк скинни, которые остались в гардеробе у каждого.
С чем носить сейчас?
Пришло время вспомнить, что их можно носить с чем угодно. Например, зауженные дудочки классического формата, как у тех же Y/Project и Balenciaga, можно носить как с массивными кроссовками, так и с другим — казалось бы, ушедшим от нас навечно — трендом на мокасины . Для того чтобы не выходить из актуальной модной повестки, можно уравновесить образ пиджаком оверсайз. Деним классического голубого или темного оттенка с завышенной талией лучше всего сочетать, вторя Демне Гвасалии, с сапогами на среднем или высоком каблуке в тон джинсам. Для повседневного образа подойдет вариант с тяжелыми ботинками, объемным бомбером или байкерской курткой — в духе британских субкультур. Однако всегда можно пойти более бунтарским путем и кинуть общественному вкусу пощечину в виде кожаных дудочек в паре с ботинками и ботфортами из того же материала, а дополнить весь этот образ панковской курткой, как в предосенней коллекции Versus или Givenchy.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7