Кто стоит за тюлевыми портретами на показе Maison Margiela

Канадский художник Бенджамин Шайн, который воплотил в своем творчестве заветы Мартина Маржелы

Последний показ Maison Margiela cтал, пожалуй, самым запоминающимся событием прошедшей кутюрной Недели в Париже. Джон Гальяно, который находится во главе модного дома уже третий год, в свое время показывал коллекции, среди которых были и откровенно сдержанные, и по-гальяновски буйные. Однако на весенней кутюрной неделе дизайнер превзошел сам себя и сорвал, кажется, самые продолжительные аплодисменты на Неделе моды. Несмотря на то что фирменный стиль Гальяно читается везде, где бы он ни работал ­— будь то Givenchy или Dior, — его последняя коллекция Artisanal воплотила в себе в первую очередь канонические черты дома Maison Margiela. Так, основным приемом коллекции стала деконструкция и выворачивание наизнанку платьев, брюк, шляп и даже лиц моделей, а также техника самого Мартина Маржелы образца 2006 года, когда из почти антикварных кусков ткани команда модного дома вручную создавала нечто новое. В этот раз этим «нечто» стали женские портреты из ткани.

Модели стали живыми холстами для абстрактных женских лиц, выполненных из тюля и шифона. Эфемерные ткани создали эффект клубов дыма, которые вырисовывают собой узоры. Техника «рисования тюлем» принадлежит канадскому художнику Бенджамину Шайну, который непосредственно приложил руку к созданию коллекции. Шайн, выпускник Central Saint Martins, основал свою студию в 2003 году, где он начал проводить первые эксперименты на стыке индустриального дизайна и живописи при помощи тканевых и пластиковых текстур и техник. Он начал делать первые статичные портреты, вдохновением для которых были, кажется, все без исключения: от Энди Уорхола и Одри Хепберн до принца Монако и Маргарет Тэтчер. Помимо художественной ценности, портреты несли в себе еще и социальный подтекст: во многих работах художник использовал промышленные остатки ткани и даже пластика. В итоге необычный подход Шайна к ткани обеспечил еще довольно юному художнику всевозможные призы, участие в британских выставках и привлек к нему внимание модного дома Givenchy. Не так давно Рикардо Тиши привлек художника к созданию принтов в духе библейской иконографии. При помощи тюля художник и дизайнер воссоздали тканевые портреты Мадонны и младенца для лимитированной коллекции толстовок. 

Коллаборация Гальяно с Шайном не была случайностью, ведь во многом техника Шайна перекликается с эстетикой модного дома Maison Margiela в отношении переработки старых материалов. В своем разговоре с Another Magazine художник рассказал о том, что Гальяно оказался его давним фанатом и команда Margiela связалась с ним еще задолго до создания коллекции. Спустя несколько месяцев переговоров Гальяно и Шайн разработали концепцию дымчатых тюлевых портретов. Сам художник признался, что его заинтересовала в первую очередь идея о том, что его работы смогут покинуть ранее уже изведанное статическое пространство и перейти в формат 3D, что, конечно, создало и множество трудностей: все было сделано иголкой и ниткой руками самого художника.

Портрета получилось два: один (имитирующий до боли знакомый фильтр Snapchat) c радугой изо рта на прозрачном тюлевом платье, а второй — фотореалистичный женский портрет из тюля на деконструированном белом пальто. Коллаборация с Шайном не только позволила Гальяно обозначить в коллекции актуальные диджитал-тренды (фильтры SnapchatInstagram и Facetune стали новой реальностью), но и отдать дань наследию Artisanal. Он возвел концепцию Маржелы об уникальном дизайне ручной работы из подручных материалов в абсолют. И если раньше при самом Мартине из кусков старого ремня создавались новые брюки, а грубый деним в сочетании с тонкими винтажными тканями превращался в предмет высокой моды, то сейчас при помощи совместных усилий Шайна и Гальяно тюль и шифон сложились в саму современность.