Миучча Прада от А до Я

Сегодня, 10 мая, Миучче Праде исполняется 73 года. Смотреть с высоты лет на ее биографию — всё равно, что проходить мотивационный курс про то, как надо не бояться выходить из зоны комфорта и начинать что-то новое.

 

 

 

 

 

 

 

Выросла в католической буржуазной семье, стала левой активисткой, получила магистерскую степень в политологии, вступила в итальянскую коммунистическую партию и боролась за права женщин, выучилась на актрису пантомимы и встала у руля семейного бизнеса. Каждый раз оказываясь на развилке судьбы, Миучча поворачивается в какую-то совершенно непредсказуемую сторону.

Миучча Прада и Карла Бруни

 

 

 

Банановый принт, нарисованный в приторно мультипликационной манере, меньше всего можно было ожидать у люксовой марки. Но, как однажды сказала Миучча, сделать то, что от тебя все ждут, — это значит не сделать ничего нового. Благодаря коллекции 2011 года бананы, обезьянки и барочные завитки на душках очков стали мишенью для стритстайл-фотографов. 

 

По легенде Миучча познакомилась с Бертелли (своего мужа она называет только Бертелли, никогда Патрицио) на трейд-шоу. Тогда она уже вступила во владение наследством и только начала заниматься новым для нее модным бизнесом. А он преуспевал в продаже дешевых подделок дорогих сумок. Вместо того чтобы предъявить ему по всей форме, Миучча взяла его на работу. Другая легенда описана в книге «Deluxe: How Luxury Lost its Lustre» журналистки Даны Томас. Якобы сам Бертелли пришел к Праде в магазин и спросил: «Почему мы не работаем вместе?». Она пленилась его волшебными глазами, и они начали обсуждать сотрудничество, которое сначала превратилось в романтические отношения, а восемь лет спустя — в брак и двух сыновей. В любой из этих легенд Бертелли был тем, кто превратил традиционный семейный бизнес в мировую империю. Пару лет назад к работе подключился один из сыновей. Старший Бертелли, гонщик ралли, возглавил отдел диджитал-коммуникаций и занимается онлайн-продажами.

 

 

 

 

Конечно, дьявол носит Prada, но, скорее всего, и бог тоже. Книга, которая увековечила модный бренд в романтичной беллетристике характерной для конца 90-х, вышла из рук вон плохой, по мнению Миуччи. Фильм она назвала забавным.

 

 

 

 

 

Фабио Замбернарди работает с Прадой почти сорок лет, пройдя долгий путь от простого сотрудника до правой руки Миуччи: пришел в компанию в 1981 году, в 1997-м стал главным дизайнером обуви, а в 2002-м — дизайн-директором Prada и Miu Miu. Замбернарди — закулисный персонаж, который, как он сам про себя говорит, ищет баланс между креативностью и коммерцией. Судя по его интервью, он — тот, кто переводит язык миссис Прада на человеческий: «Она никогда не говорит „сегодня мы делаем плиссированные юбки“. Однажды она вызвала всех к себе и сказала: „Я Pussi Riot!“ Понимай как хочешь! Мы отталкиваемся от ее инстинктивной идеи о чем-то, затем раскручиваем, раскручиваем. Это не так просто, как работать с дизайнером, который говорит сразу, что шить».

 

 

 

 

 

«Кинематограф меня вдохновляет больше, чем живопись», — как-то призналась Миучча Прада. Кроме многочисленных реминисценций из истории кино в коллекциях подтверждение этих слов можно найти в редких, но очень ярких коллаборациях с режиссерами. С Базом Лурманом ей удалось поработать два раза. Про Великого Гэтсби все знают (Prada отшила более 40 костюмов в стиле 20-х годов), а вот про «Ромео + Джульетта» — нет. Тогда Прада только стартовала с мужской линией, и минималистичный синий костюм, в котором впоследствии Ди Каприо приходил в грезах каждой второй девочке, стал мощным крещением.

 

 

 

 

 

 

 

Даже спортивная линия Prada тонко чувствует время. В начале нулевых одежда с красной линией вписалась в субкультуру британской гаражной сцены и уличной моды и была в почете наряду со Stone Island и C.P. Company. Старожилы могут привести миллион примеров того, что именно Supreme позаимствовал из эстетики Linea Rossa тех времен. После перезапуска в прошлом году Linea Rossa сохранил в своей ДНК стиль конца 90-х и начала нулевых. В современных коллекциях сделан больший упор на технологичность и инновационность тканей и кроя.

 

 

 

 

 

 

 

Miu Miu — младшая сестра Prada, которой позволены хулиганские выходки и прощается всё, даже леопардовый принт тогда, когда леопард не в статусе нового черного. «Решение, когда я работаю над Miu Miu, должно прийти немедленно, инстинктивно, спонтанно. Если я думаю три раза, я останавливаюсь».

 

 

 

 

 

Основатели Fratelli Prada (Братья Прада) Марио и Мартино не верили в то, что женщины могут приносить какую-то пользу в бизнесе. Ирония в том, что сыновья не проявили никакого интереса к их кожгалантерейному бизнесу и после смерти братьев семейным делом занимались сначала дочери Луиза и Нанда, а потом внучка Миучча.

 

 

 

 

 

С первого показа Prada сопровождали лучшие люди планеты. Супермодели от Кристи Терлингтон до Кайи Гербер, как ангелы, всегда на подиуме марки. Лучшие мужчины — Гэри Олдмен, Эдриан Броуди, Тим Рот — участвуют в показе мужской коллекции осень-зима 2012. Джефф Кунс, Дэмиен Херст, Томас Деманд — современные художники, которые вовлечены в историю Prada благодаря фонду поддержки современного искусства. Хайфа аль-Мансур, Хлои Севиньи, Ава Дюверней, Аньес Варда и другие выдающиеся женщины — в проекте «Women’s Tales». Если необходимо собрать 100 самых важных людей для того, чтобы отразить культурный контекст нашего века, просто обратитесь в Миучче: скорее всего, она с этими людьми или уже работала, или вот-вот собирается.

 

 

 

 

 

Театральное образование может быть полезным в равной степени и в политике, и в модном бизнесе, но вряд ли юная феминистка, увлеченная коммунистическими взглядами, задумывалась об практичности навыков мима. В интервью Кейт Бланшетт для W она рассказала: «В миланском театре Пикколо в 60-е тусовались самые, на мой взгляд, умные и интересные люди того времени. Я хотела быть среди них!». Модное увлечение обернулось тяжелым трудом, потому что учиться ей довелось у гениального Этьенна Декру (французский актер-мим, «отец современной пантомимы»), и, по признанию Миуччи, сделало ее дисциплинированнее: «Однажды он ограничил нас только движением пальцев — контроль над телом был экстремальным».

 

 

 

 

 

 В 1984 году Миучча повернула время вспять и «испортила» индустрию роскоши, которая производила тонны вычурного люкса. Prada начал продавать рюкзак из нейлона. 80-е (вне Советского Союза) были напыщенными, богатыми, с начесами, объемными плечами и украшениями. Сумка из нейлона, да еще и рюкзак, — это было странно, дерзко и даже, возможно, глупо. Но, как сама Миучча уверяет, это было частью поиска новой формы: «Я ненавидела все сумки, которые тогда были в моде. Они были такими формальными, такими дамскими, такими традиционными, такими классическими».

 

 

 

В 1993 году Прада и Бертелли основали Фонд поддержки современного искусства с целью помогать людям и институциям, которые занимаются искусством, философией и кино, а также для того, чтобы собрать все арт-сокровища Земли в одном месте. Бывшая фабрика в Милане, реконструированная и переосмысленная Ремом Колхасом, сегодня является одним из самых больших арт-кластеров в мире.

 

 

 

 

 

 

В 2005 году в пустыне в Техасе появился магазин Prada. Сюрреалистичная картинка одинокого магазина, будто заброшенного ураганом волшебницей Гингеммой, не перестает быть в топе Pinterest по любому запросу pop architectural land art project. Этот инста-хит — дело рук артистического дуэта Эмигрина и Драгсета, и бренд в целом не имел отношения к созданию арт-проекта. Но Миучча оценила идею и дала вещи для создания инсталляции. Сырцовый кирпич, штукатурка, окна в алюминиевых рамах, внутри два стенда с обувью и сумками из коллекции осень-зима 2005 года. Магазин задумывался как арт-объект, критикующий потребление, но стал чем-то большим. Внутри — безмятежность и дорогие вещи, снаружи — пустыня, войти невозможно. Аллюзия на тему чего угодно.

 

 

 

 

 

Быть феминисткой в Италии 70-х,  наверное, это примерно так же, как быть феминисткой в России сейчас. Стереотипные взгляды на то, как надо и как есть, противоречивость суждений прежде всего среди женщин. «Когда я только начинала, мода была худшим видом деятельности для меня, левой феминистки. Мне казалось, что, создавая вещи, я делаю что-то малозначительное. Тогда мне хотелось заниматься политикой». К счастью, Миучча сумела рассудить правильно, ведь весь ее путь в моде это стремление воспевать женскую силу без оглядок на штампы, связанные с гендером. В ее моде традиции встречаются с будущим, она не кричит с подиума феминистскими лозунгами о практичности и небритых подмышках. Если ее романтизированный и очень нежный взгляд на женщину не понятен с ходу, то вот: она спродюсировала дюжину короткометражек о женщинах и женственности в XXI веке. Для проекта снимали женщины-режиссеры из разных стран — от Аньес Варда до Хлои Севиньи.

 

 

 

 

 

«Умная женщина также может быть суперсексуальной, суперголой, она может быть любой, кем захочет»

«Красота без интеллекта, во-первых, пресна, во-вторых — недолговечна».

 

 

 

 

 

 

Уродливый, неопрятный — у него масса эпитетов, но именно это и есть шик в самом своем сочном и правильном исполнении. В самом понятии ugly beauty нет ничего нового, что бы ни говорили, Миучча Прада его не изобрела. Сюрреалистичные вещи на грани фола для высшего света создавала еще Эльза Скиапарелли в 1920-х. Но феномен Миуччи заключается в том, что она сделала ugly chic приемлемым, стилем, который перестал быть вотчиной авангарда. Тренд на плохой вкус она начала прививать под обстрелом критики, но, по ее же признанию, это стало залогом успеха модного дома.

 

 

 

Нонконформистка, мечтательница, противница норм и правил. При таком наборе эпитетов она могла бы быть Андре Куррежем в юбке, но Прада создает носибельную и понятную многим моду. Выглядит так, будто она использует генератор случайных стилей и направлений. На самом деле: «В течение многих лет я не хотела, чтобы люди знали, о чем я думаю. Это отражалась в том, что я делала на подиуме. Это называлось минимализмом. Я просто не хотела тогда говорить то, что хотела сказать. Потом я начала выражать то, что мне нравится. Конечно, в таком случае следует думать намного больше и стараться не делать глупостей».

 


Материал был впервые опубликован на BURO. 6 мая 2019 года.