Как Карл Лагерфельд сломал классовый барьер между культурами
Сегодня никого не удивить примерами сотрудничества хип-хоп-артистов с люксовыми брендами: группу A$AP Mob приглашают сниматься в рекламной кампании линейки денима Calvin Klein, A$AP Rocky становится лицом Dior, Канье Уэст работает с Balmain, а Рианна регулярно сидит в первых рядах самых топовых показов. Однако в конце 1980-х и начале 1990-х это музыкальное направление все еще считалось слишком маргинальным для подобных кровосмешений с индустрией моды: культура nobrow, представляющая собой микс высокого и низкого жанра, только набирала обороты. Представить, что люксовая мода может вдохновиться артистами, которые регулярно хвастались неймдропингом Louis Vuitton и других престижных брендов в своих песнях, было решительно невозможно.
Одним из первых, кто сломал этот барьер, стал Карл Лагерфельд. На ранних этапах своей карьеры в Chanel (его назначили креативным директором дома в 1983 году) он вообще довольно ловко переносил витавшие в воздухе веяния поп-культуры на язык высокой моды. Этому подходу, к слову, он научился у своих друзей — иллюстратора Антонио Лопеса и арт-директора Хуана Рамоса, переехавших в Париж из Нью-Йорка в 1969 году.
Коллекция Chanel осень-зима 1991 под руководством Лагерфельда была вдохновлена уличной культурой хип-хопа: прозрачные боди в сетку, надетые на голое тело, стеганые сумки на пояс как вольная интерпретация классической 2.55, объемные бомберы и спортивные костюмы, в одном из которых Линда Евангелиста затем позировала для рекламной кампании сезона. Модели выходили на подиум в кепках козырьком назад, как у завзятых гарлемских рэперов, и в многочисленных золотых и жемчужных ожерельях — аллюзия к известной манере хип-хоп-артистов носить «голду». Образы выглядели по большей части утрированно и прямолинейно, но Лагерфельд чутко уловил грядущую мейнстримовую популярность этого музыкального направления и показал ее через призму ДНК Chanel.
С момента прихода дизайнера в достопочтимый французский бренд перед ним стояла задача омолодить его, дать ему новый импульс, заставить каждого считать, что Chanel — марка, готовая предложить своему клиенту то, о чем он еще даже не мечтает. При этом Лагерфельд не стремился полностью разорвать связь со старыми идеалами дома: так, используя в этой и других коллекциях элементы спортивного стиля, он словно напоминал о заслугах самой Габриэль Шанель, которая в свое время предложила использовать джерси в контексте высокой моды.
«Хотя хип-хоп на тот момент был уже достаточно громким явлением культуры, для кутюрного французского дома казалось экстремальным брать его стилистические коды и ставить их рядом со своим лого», — рассказывала об этой коллекции Chanel фэшн-журналист и автор книги «Chanel Catwalk: The complete Karl Lagerfeld collections» Аделия Себатини. Карл Лагерфельд не побоялся взять на себя этот риск, и спустя 25 с лишним лет мы понимаем, что он был более чем оправдан.
07.12.17, 15:54