Гималайские пуховики и горные парки давно перекочевали из снаряжения альпинистов и походников в городские гардеробы, а большие аутдор-бренды вроде The North Face и Arc’teryx прочно заняли нишу практичного повседневного дресс-кода. Российский аутдор не исключение — заслуженные марки профессиональной экипировки давно примелькались на улицах, а вдохновленные аутдор-эстетикой молодые дизайнеры успешно гастролируют по Pitti Uomo.
Марки профессиональной
аутдор-экипировки
Двум из трёх марок из этого списка — Red Fox и Bask — в 2019 году исполняется тридцать лет, то есть тридцать лет исполняется вообще всему сегменту российской аутдор-одежды. По мнению Михаила Ржаницына, руководителя проекта Ostrov.io, который специализируется на городском аутдоре, три нижеперечисленные марки производят продукты международного уровня. При том, что у них нет модных инстаграмов, а кто-то даже ещё не запустил собственный онлайн-магазин. Впрочем, это не мешает их технологичным курткам и совершенной в исполнении экипировке продаваться, например, в США, Норвегии, Швейцарии и Непале. «Правда Red Fox, Bask и Sivera сильно сфокусированы на техническом аутдоре, — отмечает Ржаницын, — и лишь небольшой сегмент их продуктов подходит для города».
Red Fox
История флагмана российской аутдор-индустрии начиналась как хрестоматийный стартап: в 1980-е два участника советской сборной по альпинизму приноровились шить на ленинградской кухне снаряжение для себя и своей команды — по-другому необходимые для экспедиций вещи было не достать. В 1989 году швейная самодеятельность оформилась в кооператив, вскоре появилось собственное производство и бренд Red Fox, англоязычный, потому что нужно было конкурировать с именитыми западными марками. План удался: сегодня Red Fox успешен не только в России, но и в мире, открывает магазины в Азии, США и Европе. Марка специализируется на серьёзном снаряжении для альпинистов и походников, но давно присматривается и к городскому рынку. Например, в рамках коллекции City & Travel выпускает компактные пуховики и водостойкие плащи, которые отличаются от масс-маркета техническим оснащением: мембранные ткани вместо простого нейлона, качественный пух с показателем fill power более 650, специальная пропитка soil release для защиты от грязи. Более профессиональные вещи тоже имеют смысл в городе: длинные парки из заполярной линейки Arctic пригодятся и в февральской Москве, а объёмный гималайский пуховик сигнального оранжевого цвета закрывает сразу все вопросы по поводу ярких акцентов в зимнем гардеробе.
Bask
Московская компания Bask начинала в 1980-е практически так же, как ленинградские коллеги по цеху, — со швейной машинки и группы энтузиастов «Байдарочно-строительного кооператива», которому бренд и обязан названием. В отличие от Red Fox москвичи с самого основания специализируются на верхней одежде. Ассортимент Bask в категории курток выделяется завидным разнообразием: помимо технологичных экспедиционных парок, в коллекциях можно найти осовремененные вариации классических военных алясок и лаконичные городские модели из линейки Baskcity. Но самое интересное, как и положено технологичному аутдор-бренду, всё равно собрано в чистокровных аутдор-линейках — например куртка 3-в-1 со встроенным пуховым жилетом или ярко-жёлтый сверхтеплый пуховик с говорящим названием Everest.
Sivera
Марку Sivera в 2006 году запустила рязанская фабрика Five Stars, начинавшая в 1991 году с парашютного снаряжения и затем долгое время сотрудничавшая с Bask. Опыт московских коллег сильно повлиял на Sivera — акцент смещен в сторону технологичной верхней одежды, в первую очередь утепленной. Из ряда российских аутдор-марок рязанский бренд выделяется выдержанным подходом к дизайну и стилистической целостностью. Даже самые спортивные вещи вроде гималайских парок выглядят достаточно лаконично для повседневного городского гардероба. Более городские предметы и вовсе легко представить в топовых западных линейках повседневной технологичной одежды вроде Arcteryx Veilance — только Sivera выйдет вдвое дешевле. Некоторое время Sivera выпускала даже технологичные водостойкие куртки-трансформеры, скроенные на манер классического блейзера — дерзость, на которую до рязанцев отваживался только авангардный немецкий techwear-бренд Acronym.
Бренды городского techwear
Вещи этих марок не подходят для экстремальных условий, зато идеальны для городской среды — и этим заслужили доверие у ритейлеров по всему миру. Куртками и парками Arctic Explorer, например, заинтересовались в Азии. «Нас очень любят в Японии, — рассказывает основательница бренда Ксения Чилингарова. — Мы начали продаваться там только в 2018 году, но показатели уже говорят о высокой заинтересованности. Удивительным образом, но даже в жарком Дубае хорошо покупают наши куртки. Также есть интерес в Южной Америке и Китае. А в следующем сезоне мы планируем выйти на южнокорейский рынок».
Юлия Лигай, директор петербургского магазина Mint Store с отличной подборкой городского techwear вроде Stone Island, Arc’teryx и The North Face, отмечает российскую марку Grunge John Orchestra. Explosion: «Вещи бренда доказывают, что techwear в России существует и прекрасно себя чувствует. За вещами GJO.E приходят чаще. Бренд использует прочное японское волокно и другие технологичные ткани нового поколения, учитывая при выборе материала всё: вес, тип, плетения, водо- и воздухопроницаемость, химический состав и тактильные характеристики. При этом всё делается вручную».
Марки SH'U и Krakatau — обе родом из Петербурга — перенесли производство в Китай. «С начала 2000-х производители из России в сегменте потребительской электроники научились делать в Азии хороший продукт средней цены. Сейчас очередь подошла к рынку сити-аутдор в обуви и одежде», — рассказывает Ржаницын. По его словам, рынок городского аутдора сейчас находится на стадии роста: «И это замечательно. Такого продукта по доступным ценам нам как раз не хватало».
Arctic Explorer
Бодро стартовавшая молодая марка, основанная Ксенией Чилингаровой, специализируется на пуховых куртках без экстрима: гусиный пух без указания fill power, водостойкая пропитка, приличная фурнитура, некоторые модели с мембранным верхом. Выделяется сотрудничеством с производителями, которые делают специализированную одежду для полярников (все-таки Ксения — дочь полярника-исследователя Артура Чилингарова, получившего звание Героя Советского Союза и Героя России за северные экспедиции) и проработкой темы «русского Севера». По словам Ксении, марка горячо любима во всех холодных регионах страны: «В Якутии, например, продаются почти все модели. Хорошие продажи в Москве и в родном Петербурге».
Krakatau
Отмечающая в этом году двадцатилетие петербургская марка, которой удается делать techwear интересный не только эстетически, но и практически. Характерная для жанра техногенная помпезность компенсируется добротным исполнением самих вещей, а вопреки десяткам наворотов вроде проклеенных швов, неопреновых карманов для телефона, манжетов для большого пальца, молний на капюшоне, отстегивающегося нижнего слоя, лямок для ношения куртки за плечами, вещи Krakatau очень органично смотрятся в городской среде. Любопытный факт: все модели Krakatau получают название по именам компьютерных вирусов.
SH’U
Лаконичная и без чрезмерных концептуальных притязаний одежда для северо-западной погоды. Вещи SH'U выглядят лаконично и надежно: двухсторонние парки на утеплителе, готовые к 20-градусному морозу, мембранные дождевики, теплые куртки, стеганые бомберы и пуховики, которые, судя по толпам на стенде SH'U во время январского Pitti Uomo, привлекают байеров из Европы и Азии.
Grunge John Orchestra. Explosion
Хорошо зарекомендовавший себя московский бренд непростой одежды со сложным названием. Особое внимание GJO.E уделяет материалам и методам обработки ткани: в ассортименте можно найти куртки из японской микрофибры и сложноустроенных мембран, окрашенных по заветам прославленного итальянского технолога и дизайнера Массимо Ости, то есть искусно и дорого.