От Крымской войны до коллекции Gucci
История гласит, что появлению этого головного убора мы обязаны Крымской войне. Перед битвой под Балаклавой не все британские солдаты вовремя получили обмундирование, а зима 1854 года выдалась невероятно холодной, так что им пришлось импровизировать и покупать у местных женщин теплые шапки. Именно они, по просьбам военных, придумали фасон, который впоследствии и назвали балаклавой.
Помимо отличной защиты от встречного ветра, за которую ее ценят лыжники и сноубордисты, у этого аксессуара есть и другая защитная функция. Несмотря на стереотипную связь с террористами и другими преступниками, ее также часто используют леворадикальные и антиглобалистские организации, которые по причинам серьезных расхождений во взглядах с действующим государством вынуждены скрываться или по крайней мере не светиться лишний раз. Поэтому балаклава — это в первую очередь символ анонимности. Те, кто ее носит, рассказывают историю не личности, но идеи, которую эта личность поддерживает или несет в массы. Как в случае с субкоманданте Маркосом, которого журналисты величают постмодернистским Че Геварой. Главный идеолог мексиканских сапатистов и политический писатель на анонимности сделал карьеру. Никто не знает, как его зовут на самом деле и как он выглядит.
Сложно было бы говорить об истории балаклав и не вспомнить Pussy Riot. По словам участницы панк-рок-группы, Надежды Толоконниковой, изначально выбор пал на разноцветные балаклавы, а не черные, потому что они не хотели быть похожими на террористок или полицейских. С самого начала существования группы, а именно с 2011 года, все, кто к ним относится положительно или выражает свою поддержку, в
знак солидарности носят яркие балаклавы. И возможно, если бы их не обвинили в хулиганстве во время акции в храме Христа Спасителя, им удалось бы сохранить ту же анонимность.
Бывало такое, что и модное сообщество выступало в балаклавах, чтобы обозначить свою позицию по поводу политических событий в мире. Когда в 2013 году в России был принят закон «о пропаганде гомосексуализма», дизайнер Гарет Пью совместно с ShowStudio снял короткометражный фильм о том, что они против ущемления прав ЛГБТ-сообщества. В ролике знаменитости — от певицы Лили Аллен до дизайнеров Рика Оуэнса, Филиппа Трейса и блогера Сьюзи Бабл — сначала показывались в балаклаве, затем — без, тем самым подтверждая идею и название ролика «Proud to protest».
Если чуть углубиться в прошлое, то окажется, что подобный аксессуар время от времени использовали многие дизайнеры, но у каждого за счет особого настроения коллекции получалось вложить в него разный смысл. Раф Симонс — любитель исследовать субкультурные коды и переносить уличную моду на подиум, кажется, использовал балаклаву чуть ли не для каждого бренда, где успел поработать. Его коллекция весна-лето 2002 для собственной марки запомнилась тем, что модели вышагивали по подиуму босиком, с факелами в руках и балаклавами на головах. В коллекции Jil Sander осень-зима 2011 он вдохновляется фотографиями авторства Луизы Даль-Вульф с лучших горнолыжных курортов и добавляет разноцветные балаклавы, которые больше напоминают лыжные шапки, тем самым не нарушая выверенный интеллектуальный шик бренда. И, конечно, в коллекции осень-зима 2018 для Calvin Klein он не обошел тему стороной и создал вязаные аксессуары, которые в сочетании с инфантильными свитерами или строгими пальто выглядели нарочито небрежно, а порой даже странно.
В 2012-м бренд уличной одежды Gerlan Jeans представил на Неделе моды в Нью-Йорке коллекцию Riot Princess, посвященную все тем же Pussy Riot: модели были одеты в балаклавы и вечерние платья, на которых красовались провокационные лозунги, а в волосы вместо заколок были вплетены значки с агитационными фразами. Попробовал внедрить в кутюр неоднозначный аксессуар Maison Margiela в коллекции 2013 года, добавив к нескольким образам балаклавы, только привычную прорезь для глаз оставил закрытой, расшив ее кристаллами.
По-настоящему модной вещью балаклава стала лишь в сезоне осень-зима 2018. Некоторые решили пойти по пути наименьшего сопротивления и создать подобие casual-балаклав, которые, по сути, больше напоминали супероблегающие капоры. Marni сделал ставку на минималистичный крой и яркие цвета (зеленый, коричневый и сиреневый) и предложил носить балаклаву с суперобъемными пиджаками или пальто с гипертрофированными плечами. Preen by Thornton Bregazzi вдохновлялись женщинами-ныряльщицами хэнё из южнокорейской провинции Чеджудо. Учитывая, что сама марка пропагандирует экофеминизм, у них появились в коллекции и женственные платья с флористическим принтом, которые модели носили вместе с головными уборами, напоминающими нечто среднее между балаклавой и шапочкой для дайвинга. У Gucci причудливые вязаные балаклавы отсылают не столько к протестам, борьбе или политическим взглядам, сколько повторяют яркий и драматичный макияж актеров театра Кабуки. В качестве альтернативы Алессандро Микеле также создал кружевные модели, украшенные кристаллами и вязаные с бахромой, закрывающие глаза. Marine Serre и вовсе превзошла всех, облачив тела моделей полностью в бежевый наряд с принтом луны, оставив открытыми только глаза.
Балаклаву как пресловутый fashion statement любят использовать и поп-звезды. Бейонсе на видео к туру «On the Run» надела черную вязаную балаклаву, а в самом турне сетчатое боди с кристаллами дополнила головным убором из такой же ткани (наряд сшил Atelier Versace). Кару Делевинь в 2013 году папарацци словили на бэкстейдже показа Burberry в черной балаклаве с надписью BS: журналистам она заявила, что ее новый лук называется «модная анархия». Рианна пришла на последний Coachella в балаклаве Gucci, дополнив образ массивными серьгами. Зная бунтарский характер этих персонажей, неудивительно видеть их в таких образах, ведь они первыми примеряют самые неоднозначные тренды. Но другое дело — Канье Уэст, стиль которого никак не назовешь эпатажным. Когда в 2013 году он пришел на показ Maison Margiela в красной балаклаве, желая скрыться от назойливых глаз папарацци, получилось с точностью наоборот — его образ оказался в центре внимания.
Если задуматься, то дизайнеры вновь нам предлагают тренд, который кажется не вполне носибельным в обычной жизни и выглядит органично разве что на участниках группы «Грибы» или героинях фильма «Отвязные каникулы» (кстати, за дизайн розовых балаклав с патчами единорога отвечали Opening Ceremony). Одна из редакторов Vogue задалась тем же вопросом и поделилась на страницах издания своим экспериментом, как она носила балаклаву в реальности. Если говорить вкратце, то ей сложно было выговорить слово «авокадо», она чувствовала дискомфорт из-за того, что собеседник не мог распознать ее реакцию на шутку, ведь за балаклавой не видно улыбки, прохожие дети ее пугались, а некоторые мужчины бросали подозрительные взгляды. Но, может быть, именно такие примеры и смогут доказать обществу, что иногда одежда всего лишь одежда и что не стоит делать поспешных (чаще всего — негативных) выводов о том, кто же под ней живет.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7