Ко всему отечественному в России принято относиться с долей скепсиса, в том числе и к российскому модному образованию. Мы решили разобраться, какие варианты есть у патриотичных будущих дизайнеров, и заодно опросили выпускников, многие из которых уже сами могут вести занятия в своих альма-матер
О российском модном образовании говорят много и, как правило, в не очень лестных выражениях. Здесь, как со всем российским, большая часть отечественных услуг, товаров и политических решений так долго и упорно сами портили себе репутацию, что пару десятилетий назад ругать решительно все «наше» стало чем-то вроде хорошего тона. Но за последние годы ситуация стала постепенно меняться к лучшему — хотя бы по первым двум пунктам. А значит, возможно, что не все так плохо и в российском fashion-образовании, если из отечественных вузов выпускаются молодые, талантливые и успешные. Рассказываем о том, где учиться дизайну одежды в России.
Среднее специальное образование
Главная претензия непонятых творческих единиц в модной России — отсутствие индустрии. То есть после института дизайнер может оказаться востребован примерно так же, как оператор ЭВМ. А главная претензия всех потенциальных работодателей и инвесторов в модной России — отсутствие людей, которые реально умеют делать то, на чем хотят зарабатывать деньги. Звучит банально, но рисовать красивые платья в «молескинах» и выходить на поклон в финале модного шоу — это даже не одна сотая часть работы дизайнера. Мода — труд во многом ремесленный, и для того чтобы ею заниматься, нужно уметь кроить, шить, конструировать, понимать возможности материалов. Хотя бы для того, чтобы в будущем грамотно руководить своей технической командой.
Поэтому лучшее, что может сделать будущий Кристофер Кейн, — начать свое обучение с колледжа (он же техникум). Вот буквально с любого. Игорь Чапурин закончил Витебский технологический техникум, Дмитрий Логинов (Arsenicum) — Красноярский технологический колледж, в колледжах добирали необходимых знаний Вика Газинская и Леся Парамонова. Это нужная и, к сожалению, ничем не заменяемая ступень модного образования в России.
Дмитрий Логинов (Arsenicum), Красноярский технологический колледж
Я много наблюдал за стажерами, которые приходят из высших учебных заведений, и могу уверенно констатировать: практических знаний им не хватает катастрофически. Да, кому-то суждено придумывать коллекции в буржуазных интерьерах с помощью карандаша и бумаги, но такой уровень мастерства доступен только тем, кто досконально изучил свойства материалов и имеет четкое представление об их пластике. Именно эти задачи решает среднее специальное образование.
Я бы советовал пройти эту ступень всем, кто собирается всерьез связать свою жизнь с профессией, причем с ее практической стороной. А прежде чем выбирать вуз, очень полезно получить инсайдерский взгляд на индустрию и пройти стажировку: в модном доме, дизайнерской студии, на крайний случай — в ателье. Минимум полгода, а чтобы прочувствовать весь масштаб бедствия — год.
Я учился в Красноярском технологическом колледже на специальности «модельер-конструктор», и мое образование было как теоретическим, так и практическим. Из нас делали ремесленников, мастеров-экспериментаторов, которые непосредственно работают с изделием. Это позволило мне заниматься самым сложным с точки зрения конструкции изделием — мужским классическим костюмом, создание которого требует совершенного знания традиционного портновского мастерства.
Высшее образование
Первое, что нужно сделать будущим дипломированным российским дизайнерам, — правильно выбрать город. Как это часто бывает с необычными профессиями, московские вузы — далеко не единственный вариант для абитуриентов. И не факт, что самый правильный.
Омский государственный институт сервиса, Омск
Аббревиатура ОмГИС звучит не так часто, но многими — в том числе Эвелиной Хромченко — этот институт признается самой сильной fashion-школой в России. ОмГИС предлагает 4 специальности для бакалавров. Для поступления абитуриентам помимо обязательных для всех результатов ЕГЭ нужно пройти творческий конкурс: подготовить портфолио, написать реферат на заданную тему и успешно пройти собеседование (подробнее — тут).
Если надумаете поехать за мечтой в Омск, имейте в виду: студентам-очникам, которые поступили на бюджетное отделение, институт предоставляет общежитие.
Антон Галецкий (Galetsky Moscow), ОмГИС
Я мечтал заниматься дизайном лет с пяти и после школы пошел в ОмГИС. Я тогда прочитал в издании «Индустрия моды» в 2003 или 2004 году статью о трех самых сильных вузах, где готовят дизайнеров, — двух московских и ОмГИСе. Кроме того, сам я из Тюмени, это рядом с Омском. В итоге я выбрал как раз этот институт. ОмГИС на общем фоне действительно держит планку: наши преподаватели не пропускают недоделанные коллекции, какие-то недочеты. Если бы я окончил какой-то питерский или московский университет, думаю, это не пошло бы мне на пользу.
Один из главных плюсов — программа постоянно совершенствуется и корректируется. Она авторская, разрабатывается педагогами — выпускниками института. Преподаватели из ОмГИСа ездят в другие страны, к нам приезжали педагоги из Central Saint Martins. Но был и большой минус: у нас не было fashion-маркетинга, и нет его до сих пор. Коллекции, которые делают студенты, — это очень хорошо и очень интересно, но зачастую продать их невозможно. Ну, сделал он пять моделей, а дальше что? Коллекция должна быть больше, она должна быть коммерческой. Я выпустился в 2010 году, и тогда в ОмГИСе студенты уже начали как-то более приземленно мыслить.
Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Санкт-Петербург
Академия, более известная как «Муха», выпустила Давида Кома, которого можно смело назвать самым признанным на Западе современным дизайнером из России: помимо именного бренда Давид руководит легендарным домом Mugler. И хотя этот российско-грузинский дизайнер отточил мастерство в Central Saint Martins, именно бывшее Мухинское училище стало его первой школой. Fashion-направление в академии только одно, но в процессе обучения можно выбрать из нескольких специализаций.
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Санкт-Петербург
СПбГУПТД предлагает рекордное для Петербурга количество модных специализаций. Там можно получить степень как бакалавра, так и магистра, а еще учиться дистанционно или на курсах. Поступить туда сложно, но возможно: для этого вам нужно будет пройти творческое и профессиональное испытания. Вуз окончила главная сказочница российской модной индустрии Алена Ахмадуллина, и, судя по тому, где расположились бутики Alena Akhmadullina и кто носит ее вещи, потраченные на учебу в этом университете усилия того стоили.
Алена Ахмадуллина (Alena Akhmadullina), СПбГУПТД
Я поступала в институт, чтобы получить качественное образование и понимание профессии, и все мои ожидания полностью оправдались. Университет дал мне лучшие знания по всем направлениям: дизайн, технология, конструирование, моделирование, архитектоника, история костюма... В программе было огромное количество часов рисунка, живописи и композиции, то есть СПбГУПТД выпускает не просто дизайнеров, а настоящих художников костюма.
Все это сопровождается необходимыми для «взрослой жизни» и профессии предметами, например занятиями по экономике. Преподавательский состав блестящий: до сих пор помню лекции Ирины Сафроновой по композиции, Анатолия Сидорова по графике, Анатолия Лобынцева по живописи. Единственное, чего не хватало, так это времени.
Московский государственный университет дизайна и технологии, Москва
Раньше МГУДТ был Московским технологическим институтом легкой промышленности, но в 2012 году к нему присоединился МГТУ им. А. Н. Косыгина. И те, кто поступил в один из двух объединившихся университетов до слияния, выпустились не с теми дипломами, на которые рассчитывали. Теперь все более или менее утряслось, однако разнообразие структурных подразделений все еще может немного ошарашить. Помимо результатов ЕГЭ при поступлении учитываются результаты письменного экзамена.
МГТУ им. А. Н. Косыгина окончили Донис Пупис, сооснователь одного из сильнейших в России брендов Nina Donis, и Виктория Андреянова, так что присмотреться к этому варианту, несомненно, стоит.
Вика и Юля (дизайнерский дуэт Vika Julia), МГУДТ
В МГУДТ, который во времена наших вступительных экзаменов был еще всем известной «Косыгой», мы шли в ожидании того, что нас научат шить. Но, как оказалось на деле, той программы, что давали нам, было недостаточно, чтобы действительно изучить процесс. Мы, будучи дикими фанатами своего дела, все тонкости изучали самостоятельно или отдельно занимались с преподавателем.
В целом, если вы будете исправно посещать все пары, то получите огромный багаж теории, но фактически никакой контролируемой, настоящей практики. Если вы сами не захотите шить и разбираться, как все устроено, после окончания данного вуза вы этим заниматься не сможете. Зато у вас будет большой объем знаний об истории костюма, искусства и России. Два предмета, которые помогают нам по сей день, — это как раз история искусства, которую преподавал Кирилл Алексеев (старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи), а также пары по муляжу Александра Ивановича Веселова, где мы делали макеты на манекенах.
Это образование дало нам понимание того, что талант решает многое, но не все. Очень большую роль играет умение постоять за себя и доказать, что ты действительно чего-то стоишь. Наш университет готовил нас к этому все 5 лет. Может, он и не дал нам достаточно навыков, но точно научил не сдаваться в любой ситуации, за что хотелось бы выразить всем огромную благодарность.
Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва
РГУТиС среди fashion-профессионалов до сих пор известен как Московский технологический институт. Да, сейчас его название не очень вяжется с такими тонкими материями, как «вдохновение», «красота», даже «мода» в ее эстетическом понимании. Но опирайтесь на факты: РГУТиС окончили Александр Терехов и Вика Газинская, которые не нуждаются в представлении. Из этого же университета выпустилась Леся Парамонова, создательница марки LES'. Для бакалавров направление там только одно — дизайн, и всем желающим предложат пройти профессиональное и творческое испытания.
Вика Газинская (Vika Gazinskaya), РГУТиС
На момент, когда я поступала в университет, в России не было понимания моды как таковой. У нас только появился Vogue, максимум на тот момент — ТВ-программы Татьяны Шурыгиной. А так как для учебы за границей у моей семьи финансовых возможностей не было, я выбрала университет здесь. Я была знакома с преподавателем по живописи из РГУТиСа, который стал для меня одним из главных учителей в жизни вообще, поэтому и выбрала этот вариант.
Я считаю, что застала последнюю когорту настоящих художников в этом университете, собрала самые сливки советского художественного образования: у меня преподавал, например, знаменитый Николай Полисский, основатель фестиваля «Архстояние». В этом плане мне повезло: чувство гармонии и композиции нельзя ничем заменить, этот фундамент нужен обязательно. Но уже тогда, кроме рисунка, ничему нормально не учили, а знания о технологии и конструировании, которые мне сейчас очень помогают, я получала в колледже.
На втором курсе я просто перестала ходить в институт, потому что больше не видела в этом смысла: как раз тогда я поняла, что взяла все возможное от дизайнерского направления, а рисовать бесконечные натюрморты больше не могла. Я начала участвовать в конкурсах, в «Русском силуэте», меня заметила Эвелина Хромченко, и в моей жизни начался период L'Officiel, который я считаю своим вторым образованием. Диплом университета я так и не получила: мне было некогда. Но он мне как-то и не нужен.
Британская высшая школа дизайна, Москва
БВШД или просто «Британка» привлекательна в первую очередь потому, что активно перенимает зарубежный опыт. Именно туда приезжают с лекциями преподаватели из Central Saint Martins и представители крупных российских брендов, именно там работает самый молодой интернациональный преподавательский состав. Еще из плюсов — возможность получения двойного диплома: БВШД ведет занятия в сотрудничестве с британским Университетом Хартфордшира. Минус — дорого. В среднем год обучения стоит 320 тысяч рублей.
В БВШД училась основательница и дизайнер ZDDZ Даша Сельянова. Прошлой осенью она стала одним из четырех победителей VFiles Made Fashion и показала свою коллекцию на неделе моды в Нью-Йорке.
Даша Сельянова (ZDDZ), Британская высшая школа дизайна
Проучившись полгода в другом российском университете на дизайне одежды, я была расстроена: мы только разбирали разновидности ручных стежков и комбинировали базовые формы в формате А4. Я пришла туда с сильной живописью и рисунком, и мне стало скучно. Как раз тогда в «Британке» открылся факультет Fashion Design. В БВШД каждый день давали что-то новое: Клэр Лопман, глава курса, всегда поддерживала наши идеи и помогала развивать их. Никогда не было ничего «правильного» и «неправильного».
Обучение включает всего две дисциплины: дизайн и конструирование. Отдельно идут лекции по Critical аnd Cultural Studies. Мне больше всего помогли занятия с чудесной Александрой Сауковой, талантливым технологом и добрейшим человеком. Она терпеливо объясняла, как правильно втачать рукав в рубашку, чем отличается последовательность сбора мужской рубашки от женской и так далее.
В БВШД мне точно дали понимание стандарта работы, ее презентации и исполнения, там вошло в привычку утюжить ткань перед тем, как кроить, и утюжить все швы и вытачки последовательно по мере сборки макета (это очень правильная привычка в шитье). И самое важное — прочную систему поддержки: большинство студентов моего курса так или иначе работает в модной индустрии, и мы продолжаем дружить, делимся контактами. А еще там меня научили шить. Когда мы с подругой устраивались на первую стажировку в Лондоне к Danielle Scutt, она быстро пролистала наши портфолио, но долго и тщательно рассматривала сшитые нами в БВШД изделия и была удивлена качеством. Поэтому и взяла нас.
Программы повышения квалификации
«Менеджмент и коммуникации в индустрии моды», НИУ ВШЭ, Москва
Качество образования в «Вышке» уже бренд, поэтому ее программа дополнительного образования автоматически внушает доверие. Руководство вуза сделало ставку на бизнес-аспект — традиционно слабое место российских марок. Курсы здесь серьезные и длительные, в среднем по 15—18 месяцев, так что можете смело считать их полноценным вторым высшим образованием. Тут же можно получить степень MBA по специальности «стратегический менеджмент». И да, здесь тоже дорого: обучение по основной специальности «бренд-менеджмент» длится в НИУ ВШЭ больше года и стоит 318 тысяч рублей (все курсы и цены — здесь).
Анастасия Романцова (A La Russe Anastasia Romantsova), НИУ ВШЭ
К моменту поступления у меня уже было четкое понимание, что и для чего я хочу делать. Для реализации планов мне было важно пообщаться с практикующими профессионалами, получить ответы на вопросы. В НИУ ВШЭ очень серьезная программа обучения. Все преподаватели — давно состоявшиеся, успешные практики в сфере моды. В России индустрия моды только начинает свое развитие, а в ВШЭ представлены сильные учебные курсы и профильные дисциплины.
Если твоя цель — получить знания, это как раз то место, где получить их можно. Среди преподавателей на кафедре были известные всем топ-специалисты индустрии: Эвелина Хромченко, Александр Шумский, Татьяна Кулахметова, Александр Васильев, Ануш Гаспарян, Анна Лебсак-Клейманс и многие другие.
Центр креативных индустрий философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва
Создатели тоже хотели запустить бизнес-инкубатор, и здесь вы можете получить степень MBA по специальностям «индустрия моды», «корпоративное управление» и «арт-менеджмент». У тех же, кто просто повышает тут квалификацию, солидную часть лекций ведут историк моды Александр Васильев и другие приглашенные звезды. Но не очень понятно, как быть с применением этих знаний: раздел «вакансии» на сайте пустует, хотя, очевидно, руководство пыталось решить проблему с трудоустройством выпускников. А программа MBA, что логично, нужна скорее будущим бизнес-гигантам, чем дизайнерам.
И момент разочарования для всех, кто дочитал это до конца: образование не синонимично названию института, который вы закончили. Жан-Поль Готье учился, ассистируя дизайнерам прямо в ателье, Эди Слиман изучал политологию и переквалифицировался в дизайнера из стилиста, а Раф Симонс по образованию — дизайнер мебели. Поэтому выбор института — момент важный, но не стоит переоценивать его значение: стать классным дизайнером намного сложнее, чем получить правильный диплом.
Другие истории
Подборка Buro 24/7