"Современная мода забывает о том, что главная цель и моды, и искусства — это красота"
Украшения ювелирного дома Buccellati появились в России ровно 10 лет назад. К этому небольшому, но важному юбилею в Москву приехал Андреа Буччеллати, нынешний глава семейной компании и ее креативный директор. Мы поговорили с ним о рождественских традициях, магических свойствах камней и о том, почему стремление шокировать публику не доводит до добра
В детстве я хотел стать...
Тем, кто я есть сейчас. Я имел счастье жить в семье, где все занимались творчеством, и с детства был очарован ручной работой. И вообще рисунком, креативностью, творческой атмосферой, царившей в нашем доме. И очарование это было так велико, что в 12 лет я решил, что буду этим заниматься всю жизнь, а про то, чем хотел заниматься до этого возраста, совсем забыл. И знаете, вот эта увлеченность, это решение, принятое в 12, и есть та сила, которая ведет меня по жизни до сих пор.
О том, как все начиналось.
Прежде всего тебя привлекает эстетическая красота. Я видел, как работали в мастерской мой отец и другие родственники: вещи, которые они создавали, были потрясающе красивы, я ими любовался. И потом: возможность представить себе какую-то вещь и перенести ее в реальность поражает воображение. Придумать, нарисовать, а потом увидеть, как этот твой рисунок, твой замысел, оживает.
О семейном бизнесе.
На сегодняшний день в нашей компании работают все члены семьи Buccellati. Почти все. Бунтарем оказался только мой сын: он предпочел компьютер и строит карьеру в сфере компьютерных технологий. Я отнесся к этому спокойно: думаю, каждый должен заниматься тем, к чему у него лежит душа. Удар смягчило еще то, что моя дочь с детства решила стать дизайнером. И сейчас она всегда рядом со мной.
О первом созданном украшении.
Это было колечко, которое я сделал своей младшей сестре на ее 10-летие. Сейчас, думаю, она его давно уже потеряла, но я-то его помню! Вы знаете, я даже сейчас могу нарисовать это кольцо снова, точь-в-точь таким, какое оно было.
О стиле дома в нескольких словах — для тех, кто никогда о нем не слышал.
Украшения Buccellati — это произведения, вдохновленные историей, искусством и эпохой Возрождения. Они представляют собой наивысший уровень развития рукодельного искусства золотых дел мастеров всей Италии. И они существуют вне времени, никогда не входят в моду и не выходят из нее.
О тенденциях.
Безусловно, есть целый ряд марок, для которых мода является важнейшим фактором, но только не для Buccellati. Поскольку у нас очень самобытный, ярко выраженный стиль, попытки следовать общей моде нам бы только мешали. Для нас все это не имеет значения. Мода и на нас оказывает влияние, но только в двух факторах. Во-первых, она играет свою роль в выборе тех или иных материалов, тех или иных сочетаний — цветных камней или, скажем, бриллиантов, серебра или золота. Во-вторых, мода определяет, как девушки будут носить ваши украшения. Тут мировые тенденции действительно имеют решающее значение.
Любимый цвет в работе.
Их много, но основных два. Рубиновый красный — первый. Это страсть, тепло. Второй — цвет бразильского турмалина, то есть все оттенки синего, бирюзового, голубого. Они напоминают мне о спокойствии моря.
О мистическом значении камней.
Одни ювелиры верят в какие-то магические свойства камней, другие нет: все люди разные. По крайней мере я считаю, что влияние на человека у камня все-таки есть. Хотя и не могу назвать это взаимодействие таким сильным словом, как «мистика». У меня самого наибольшую страсть, восхищение вызывает тот самый бразильский турмалин. Это очень редкий камень, и нужно знать, где его искать.
Любимый дизайнер-ювелир.
Первый мастер, ставший для меня источником вдохновения, — Фаберже. Я обожаю Фаберже — ясно, строго — и считаю, что он абсолютный гений. Также я обожаю и уважаю мастеров дома Van Cleef & Arpels. А как стилист моды мне всегда нравился Валентино. Для меня он и в жизни, и в искусстве — воплощение сдержанности, элегантности и высочайшего класса. А из женщин это Коко Шанель.
Главный источник вдохновения.
Есть четыре фундаментальные вещи. Во-первых, женщина: очень важно знать женщин, чтобы понимать, что они будут носить, что для них ювелирные украшения. Когда я, например, исполняю дизайн для какого-нибудь клиента, что часто случается, я должен хорошо знать его индивидуальность и характер. Потому что ювелирное изделие на уровне искусства должно идеально подходить, обрисовывать личность своего владельца. Второе — природа. Затем искусство, в особенности итальянское Возрождение или европейская неоклассика. Четвертое — камни.
Главный совет, который вам давали.
Мне так много всего советовали! Из всего того моря советов, которые наверняка имели какой-то смысл, я всегда помню то, что говорил мне отец, — это было практически его завещание. Он говорил: «Никогда не иди на компромиссы, всегда будь самим собой, никогда не опускайся, не иди на сговор в отношении трех священных вещей». Вот эти три вещи: качество, творческие замыслы и личный стиль.
Совет, который вы сами бы дали молодым людям, желающим работать в мире ювелирного искусства.
И членам семьи Буччеллати, и всем остальным я бы дал совет своего отца: не изменяй себе по тем трем пунктам, которые и делают тебя настоящим творцом и художником. И вот еще: работа ювелира требует великой страсти и великой любви, ты должен во что бы то ни стало стремиться выразить все то, что у тебя в душе. А сделать это можно только при помощи любви. Других способов я не знаю.
Главная проблема современной моды.
Современная мода слишком усиленно и навязчиво ищет что-то новое, новое и еще раз новое, забывая о том, что главная цель и моды, и искусства — это красота. Вот, например, что происходит сейчас? Чтобы продавать, изобретают такое!.. Я вижу вещи совершенно уродливые, которые «работают» только за счет того, что выглядят принципиально другими: все, например, носят шляпу так, а ты наденешь ее, вывернув наизнанку. Эти вещи уродуют, но шок заставляет людей еще два-три месяца это покупать. Потом наступает отрезвление. А вот красота, как известно, вечна. Мода хочет шокировать. Так если бы они шокировали красотой, я бы согласился.
Женщина, которая могла бы стать идеальным воплощением духа Buccellati.
Женщина Buccellati — это воплощение высшего класса. Она абсолютно спокойная, уверенная в себе и надевает украшения не для того, чтобы удивить или уж тем более шокировать кого-то, а из удовольствия носить на себе что-то удивительное, уникальное и связанное с искусством. В мире очень много женщин, которых я записал бы в женщины Buccellati. Например Одри Хепберн — она была очень активной покупательницей. Еще Джина Лоллобриджида. Это лишь несколько имен из тех, что хорошо известны публике, — они действительно были друзьями нашего дома и его клиентками.
О собственных украшениях.
Из тех, что я могу позволить себе носить, это могут быть, например, часы или запонки. Но я не люблю носить на себе что-либо из драгоценностей. Даже обручальное кольцо не ношу.
Любимая книга / фильм.
Честно, не очень люблю кино. Пожалуй, даже не вспомню, какой фильм был моим любимым. С книгами проще: я в восторге от Кена Фоллетта. Это американский писатель, и у него есть книга «Столпы земли» о Средневековье и людях, которые обрабатывали камни.
О Москве.
Я много раз был в Москве, но в предновогодней мне бывать еще не приходилось. Когда я приехал сюда впервые, город меня очень удивил. Знаете, у меня в голове был до этого какой-то такой устоявшийся образ... Но Москва оказалась очень ярким, необычайным городом. Я, к сожалению, не могу назвать себя дисциплинированным туристом, но в целом, сама по себе, Москва поражает буквально во всем. А главная ее жемчужина — это, конечно, Кремль.
Но, честно вам скажу, больше всего меня удивили люди. Я чувствую, что у русских и итальянцев много общего: в России люди очень теплые, открытые, и мне это очень нравится.
О рождественских традициях семьи Buccellati.
Во всех семьях в Европе — и в Италии в особенности — на Рождество семья собирается за одним столом. Все члены семьи, где бы они ни были, должны встречать этот праздник вместе, за традиционным рождественским ужином. Семейство Буччеллати, что, с какой-то стороны, печально, рассеялось по всему свету, и многие живут слишком далеко друг от друга. Но нет худа без добра: мне каждый год приходится справлять Рождество 4—5 раз, потому что и дочери, и братья, и сестры — все-все-все живут буквально на разных континентах. И на каждом ужине должен быть классический панеттоне (итальянский рождественский пирог. — Прим. ред.), Panettone di Milano. Это типичная сладость на Рождество, но каждый город готовит ее по своим традициям, поэтому, где бы мы ни были, на нашем столе должен обязательно стоять именно миланский панеттоне. Кусочек родного дома.
Об итогах 2015 года.
В этом году мы запустили линию Opera для более молодой аудитории. Теперь Buccellati действительно историческая, практически музейная марка, будет каждый год представлять новую молодежную коллекцию. Ее мы и приехали сюда презентовать. А еще в 2015 году мы открыли два новых больших бутика в Нью-Йорке и Майами. Это, пожалуй, три главные вещи, которые случились в жизни Buccellati за этот год.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7