Концентрация модных талантов в маленькой, но гордой Грузии удивляет — но только до тех пор, пока не увидишь Тбилиси вживую. Вырасти в окружении этой красоты и не научиться чувствовать ее и, может быть, даже создавать просто невозможно. Поэтому на отборочный тур конкурса для молодых дизайнеров Be Next в Грузию мы ехали, уже предвкушая встречи с молодыми талантами
Мы рассаживаемся по своим местам за столом жюри — сидеть вот так и кого-то оценивать для меня совсем непривычно, потому я целиком полагаюсь на Софию и Баcю. София Чкония — организатор конкурса Be Next и вообще крайне важный для всей грузинской моды человек, Бася Шкутницка — директор London College of Fashion. Пока дизайнеры готовятся, Бася показывает мне на своем айпэде статью, которую написала для русского журнала из Екатеринбурга WTF, и рассказывает о лучшей российской модной школе — она, по версии Баси, находится в Омске.
В зал входит первый дизайнер. Свою коллекцию она посвятила ниндзя, но нас очень стесняется, забывая нужные слова и растерянно оглядываясь вокруг: то, что многие из ребят плохо говорят на английском и очень волнуются, стало большой проблемой. Но как тут не волноваться? Мысленно отправляю девушке ментальное послание: "Не переживай! Говори, у тебя все получится!" Конечно, нельзя сказать, что все представленные коллекции были очень сильными. Но ведь многие из пришедших сюда сегодня либо вчерашние студенты, либо еще учатся, и очень здорово, что они нашли в себе смелость прийти и выслушать все, что скажут им София и Бася, — а их советы, только прозвучав, уже преображают коллекции до неузнаваемости. И как только у них это получается?
Например, вот в зал заходит миниатюрная девушка в жизнерадостном желтом жилете. Это Марьям Гвасалия, одна из победительниц прошлогоднего Be Next. Ее девушки одеты в пастельные кожаные куртки, штаны цвета хаки, короткие юбочки, усыпанные мелкими цифрами, будто номерами с баскетбольной формы; на ногах у них спортивные гетры, в руках — сумочки-портфели с теми же спортивными номерами. И пока я, мрачно оглядев коллекцию, крупными буквами пишу в своем блокноте: "So TOPSHOOOP", — Бася снова встает из-за стола, по привычному уже маршруту подбегает к моделям и, несколько минут порасспрашивав Марьям о ее замысле (американская школа, числа-знаки), начинает творить чудеса. "Это должно быть длиннее, — говорит она, показывая на ремешки у горла кожаной куртки, — намного длиннее. Даже очень длинным. Они могут завязываться в большой бант, вот так, как у Moschino". Объемы должны стать крупнее, как в форме игроков из школьных команд по американскому футболу, даже носки — больше, цифры — раскраситься в разные цвета. И коллекция, которая еще тридцать секунд назад казалась мне всего лишь "So Topshop", меняется на глазах. В моем воображении уже завязываются на шеях банты, расширяются плечи и надуваются рукава пастельных кожанок. "Это все вещи для good girl, здесь не хватает хотя бы немного bad girl", — наконец, удовлетворенно говорит Бася, отступая на шаг назад. Марьям кивает. Я представляю себе, какой красивой может стать эта коллекция (в моем воображении — уже), и немедленно ставлю напротив имени Марьям плюс. Обвожу его в кружочек.
Плюсики следом за ней получают Лили Маисурадзе, Теона Химшиашвили и Лана Верулашвили. Лили представила свое видение девушек в концентрационных лагерях, которым, конечно, не из чего было выбирать, но которые даже в таких условиях оставались женщинами и тянулись к красоте — кейпы-одеяла в коллекции получились особенно красивыми. Теона представила нам облачных девушек (в ее интерпретации это не облака, а кристаллы), а Лана показала, как на создание коллекции могут вдохновить даже двери. И хотя за этими роскошными дверьми, превратившимися в яркие пальто, скрываются очень простые платья, выглядят они все равно впечатляюще.
Но тут привычный ход событий нарушает молодой человек, врывающийся в зал. Его зовут Шако Никва, и вообще-то он должен был идти последним под номером 22, но он с порога выплескивает на нас такой поток слов, что мы ничего и вставить не можем. Коллекции у него нет, но есть ее эскизы, а еще — несколько папок с рисунками, рулон ткани с нарисованным им самим принтом, который ляжет в основу будущей коллекции, и столько энтузиазма, что он буквально сбивает с ног. Десять минут — и мы уже листаем папки с потрясающими рисунками, Шако показывает видео своего арт-проекта, рассказывает о своем бойфренде и творческих планах... На вопрос, есть ли у него деньги, чтобы отшить новую коллекцию, молодой человек сперва неуверенно отвечает "Нет", а потом снова весело убеждает, что он работает еще и официантом, деньги достанет, коллекцию отошьет и на июньском финале Be Next всех поразит. Не поверить ему невозможно. Мы вовсю выкладываем фотографии рисунков Шако в Instagram, а Бася даже покупает несколько. "Это шанс для него, — говорит она с немного грустной улыбкой. — Он может потратить их на создание коллекции, а может спустить. Переломный момент". Мы все, конечно, надеемся на первый вариант. Шако Никва, запомни: мы в тебя верим! И очень хотим увидеть в финале Be Next.
После эмоционального выступления Шако произвести на нас впечатление уже трудно. Но мужчине, вышедшему к нам с пятью моделями, одетыми в одинаковые черные топы с басками, черные брюки и черное платье, это удается. Когда он понимает, что мы, мягко говоря, не впечатлены, то с удивительной убежденностью заявляет: "Но мне же 30! Это мой последний шанс, вы должны меня взять". На нас этот аргумент впечатления не производит — надеюсь, мы не упустили только что нового Мартина Марджелу.
Следующей претенденткой на победу становится Янина Сьярг, украсившая головы моделей белыми голубями мира и посвятившая всю коллекцию вечному противостоянию мира и войны. Плюс мы, конечно, ставим и Нино Сихарулидзе, вещи которой так нравятся моделям, что они и сами начинают убеждать нас обязательно взять эту девушку в финал. Это простые черные юбки (все-таки это действительно любимый цвет жителей этой красочной страны), топы и платья, расшитые длинной бахромой и украшенные крупными деревянными бусинами. "Меня вдохновила картина Нико Пиросмани "Девочка с воздушным шариком", — скромно говорит сама Нино.
Еще одной нашей финалисткой стала Саломе Тотладзе. В то, что невероятно красивые принты для своих платьев нарисовала она сама, поверить трудно — но это так. Рисунок, пожалуй, самая сильная сторона всех пришедших к нам на конкурс, каждый из них — практически готовый художник. Саломе вдохновляется японской культурой и рисует в духе японской манги. Особенно эффектно ее принты смотрятся на обуви: эти босоножки, может, и не самые удобные, зато глаз от них оторвать невозможно.
Это, конечно, не все дизайнеры, которые попадут в финал из отборочного тура в Грузии, но раскрывать все секреты сразу как-то не хочется. Тем более что практически все коллекции благодаря советам Софии и Баси претерпят значительные изменения и к июню станут еще ярче и интересней. А к победителям отборочного тура в Грузии добавятся молодые дизайнеры из Украины, России и даже Индии. Что ж, будем ждать лета: и для того, чтобы увидеть готовые коллекции финалистов, и чтобы вернуться снова в прекрасную, солнечную и гостеприимную страну. До скорой встречи, Грузия!