В старейшем парижском универмаге вчера состоялось открытие выставки американского дизайнерского дуэта Proenza Schouler. Наш парижский корреспондент рассказывает о том, как это было
Когда в 2002 году Лазаро Эрнандес и Джек МакКоллоу объединились для создания дипломной коллекции в Central Saint Martins, вряд ли они думали, что это может привести их к персональной выставке в самом центре Парижа. Но именно это в итоге и произошло.
С сегодняшнего дня все покупатели Le Bon Marché, одного из старейших парижских универмагов, смогут посетить экспозицию с лучшими работами Proenza Schouler. Они расположены в довольно хаотичном порядке, однако понять задумку это нисколько не мешает: дебютная выставка дуэта не летопись и ни в коем случае не набивший оскомину "творческий путь дизайнеров". Это — история про вдохновение, попытка наглядно показать и рассказать, что происходит в голове у двух мужчин, которые за каких-то 12 лет создали один из самых успешных молодых брендов в мире. И одну it-bag, кстати.
Экспозиция делится на две части: внешняя сторона огромного глянцевого квадрата-подиума и внутренняя. Наружная часть, пожалуй, самая эффектная. Стоящие по периметру чуть сутулые манекены в архивных вещах Proenza Schouler впечатляют. Вблизи можно рассмотреть, какая огромная проделана работа: здесь и шелк с лазерной обработкой, и вязаное полотно, напоминающее плетение в технике макраме, и ювелирная вышивка по шелку, наводящая на мысли об Азии с ее природными мотивами.
Вообще, ДНК Proenza Schouler крепко связано с этнической составляющей. Почти по каждому наряду можно понять, о какой стране думали дизайнеры, когда создавали свои коллекции. По-японски аскетичное платье в почти самурайском духе из коллекции FW-2012, сотканное из кожаных волокон, соседствует с нежным платьем из жатого муслина из SS-2011, в котором чувствуется влияние Африки. Лазаро и Джеку удалось то, чего тщетно пытаются добиться от многих молодых дизайнеров их педагоги: дуэт черпает вдохновение в этнике, но в итоге получает современную одежду, которую хочется немедленно носить, а не плясать в ней танец с бубном у жертвенного костра.
Часть пальто в завершение экспозиции напоминают узорами и фактурой коврики ручной работы, которые делают мастера в Бутане — об этом говорит и текст на стенде. Но ощущения too much нет абсолютно. Вообще все, что выходит под маркой Proenza Schouler, получается по-хорошему негромким: источник вдохновения виден, но его нужно отыскать, конструкция сложная, но это заметно только при пристальном рассмотрении, а этнические корни не спорят с минимализмом мегаполиса. Даже знаменитая сумка PS1, и та не имеет никаких знаков отличия, обязательных для всех узнаваемых сумок: ни логотипов, ни яркой фурнитуры. Только мягкие формы и винтажный шик.
Внутри куба идет фильм про людей, которые вдохновляют дизайнерский дуэт. Их много, начиная от Томми Тона и заканчивая совсем неизвестными персонажами, и все они складываются в общую мозаику мира Proenza Schouler. Решив использовать различные доступные визуальные средства, Эрнандес и МакКоллоу организовали внутри куба еще и инсталляцию: огромные параллелепипеды в зеркальном пространстве, на которых проецируются кадры дефиле и просто вдохновляющие картинки.
Поддержать масштабный дизайнерский проект пришли влиятельные друзья марки, которых у Джека и Лазаро очень много. Между их беседами с Дашей Жуковой и Эммануэль Альт и концертом Ариэль Пинк Buro 24/7 поговорило с дуэтом о блестящем дебюте.
Скажите, какое место в экспозиции занимает ваша легендарная сумка PS1?
Это наша первая сумка, мы даже не думали, что она станет такой популярной. Поэтому она без логотипа: сначала наши знакомые всем говорили, что она винтажная, и люди верили. Но потом, конечно, все раскрылось. Мы не могли не включить PS1 совсем, и все же в основной выставке она не представлена. Зато прямо напротив экспозиции — корнер аксессуаров Proenza Schouler, где PS1 есть во всех цветах и размерах.
Почему вы решили не включать ее в выставку?
Потому что эта выставка — про наши творческие поиски, про путешествия, которыми мы вдохновляемся, про людей, которые подталкивают нас к чему-то. PS1 — это совсем другая история.
Экспозиция получилась про искусство или все-таки про моду?
Про моду. Только про моду.
Почему?
Потому что мода — это то, чем мы занимаемся.
Что вы чувствуете сейчас, когда лучшие образы из ваших коллекций собраны в легендарном универмаге?
Мы, конечно, счастливы. Это большая честь — выставлять ретроспективу своих работ в Le Bon Marché.
Ваши платья уже принимали участие в выставке — в American Beauty: Aesthetics and Innovations. Вы решили сделать собственный подобный проект еще тогда?
Как и многие важные события в нашей жизни, мы не планировали этого заранее — ни тогда, ни сейчас. Мы вообще стараемся не загадывать.