О смерти несчастных модных блогеров говорят уже давно, наверное, еще с тех пор, как в 2009 году вышла статья в New York Times, рассказывающая о том, как они захватили первые ряды fashion-показов, потеснив Анну Винтур. Но пока блогеры, как и печатная пресса, не спешат в могилу, несмотря на все разговоры. Когда же ждать закат эры модных блогов?
Статей о смерти фэшн-блогеров как явления в Сети предостаточно, последний громкий материал вышел совсем недавно, в середине апреля: пулитцеровский лауреат Робин Гивэн написала для The Cut текст, который так и называется — "Золотая эра фэшн-блогинга закончилась". Заголовок этот скорее провоцирует, чем отражает суть. На самом деле Робин говорит о вещах несколько другого порядка: анализирует, как повлияли модные блогеры первого поколения (Сьюзи Лау, Тави Гевинсон, Скотт Шуман и другие) на современную модную журналистику, и рассуждает, есть ли нужда в чем-то подобном теперь, когда каждый редактор прямо из первого ряда постит фотографии с айфона в Twitter ничуть не медленнее, чем это сделал бы любой Брайан Бой.
Вопрос даже не в провокативности заголовков, которые сопровождают довольно умеренные и совсем нерезкие статьи. Проблема в том, что под одинаковыми названиями колонки в модном издании и поста в каком-нибудь блоге, автор которого ополчился против своих же коллег, могут скрываться тексты совершенно противоположного содержания. И под смертью фэшн-блогинга люди подразумевают абсолютно разные вещи. Одни, развивая знаменитую теорию о том, что раньше и люди были выше, и трава зеленее, считают, что первая волна действительно талантливых блогеров схлынула, а взамен им никого так и не появилось. Вторые — что блогеры выполнили свою функцию, совершив в моде digital-революцию, а теперь больше не нужны ни индустрии, ни читателям. Третьи — что блоги перестали быть личными и искренними и превратились в еще один инструмент рекламы. А четвертые говорят, что блогеров просто стало слишком много, никто из них не представляет никакой ценности, заняты они все только битвой за места в первом или хотя бы каком-нибудь ряду и превращением недель мод в "цирк" и, благодаря всему этому, уже сейчас теряют свое значение, чтобы вскоре окончательно уйти в небытие. Туда им и дорога, там им и место, ага.
В каждом из этих четырех утверждений, как водится, есть рациональное зерно, но ни одно из них абсолютной истиной не является. Начнем, пожалуй, с последнего и самого популярного. Все помнят, если не дословно, то в общих чертах, слова Кэтрин Беннет из IMG Fashion перед объявлением о решении сделать Нью-йоркскую неделю моды мероприятием более закрытым и урезать количество гостей: "Это превращается в зоопарк. То, что всегда было платформой, на которой авторитетные дизайнеры представляли свои коллекции избранным медиа и байерам, сейчас превратилось в суматошный, дорогой и просто выматывающий период для всей индустрии". Между строк читается, что виноваты в этом превращении именно блогеры — ответственность за всеобщую истерию и обесценивание street style, еще одного из вечных кандидатов на смерть, тоже ложится на их плечи. И, да, их слишком много, они мешают Нине Гарсиа и другим сидеть в первом ряду и вообще раздражают своим количеством и абсолютной бесполезностью.
Такие разговоры, в общем, неизбежны: так говорили и после истории с журналистом Grazia, недовольным плюмажем Тави Гевинсон от Стивена Джонса, загораживавшем ему весь показ. Но это ничуть не умаляет ценности той же Тави как блогера, журналиста, а теперь и очевидного голоса разума, ведущего за собой девочек-подростков. И на самом деле проблема не в блогерах и не в других желающих пробиться в модный мир (если бы их не было, мир этот давно бы зачах и сдулся), а в снобизме самих его представителей: если не защищать свою территорию, постоянно "помечая" ее подобными высказываниями и высокомерно ставя всех на места, можно лишиться эксклюзивности и — о, конечно! — совершенно оправданного чувства элитарности.
Делить славу и статус ни с кем не хочется, пусть даже это и не продуманное наступление, а инстинктивная защитная реакция. Ведь люди моды по большей части борются за право быть узнаваемыми и публичными ничуть не меньше, чем блогеры, над которыми они потешаются, иначе тот же street style никогда бы не появился, а редакторы и it-girls не переодевались бы по семь раз за день перед каждым показом. Есть те, кого эта погоня за публичностью искренне раздражает, есть те, кто лукавит, защищая свое имя, но перекладывать ответственность на более уязвимые звенья в любом случае не стоит. Ну а блогеры, за исключением некоторых, заполучивших статус селебрити, занимают не первые ряды, а зоны для standing — лучше поговорите о front row с Рианной, Скай Феррейрой или звездами сериалов, которые точно ничего длиннее "It was amazing!" в своих "твиттерах" о просмотренном показе не напишут.
И на самом деле проблема не в блогерах и не в других желающих пробиться в модный мир (если бы их не было, мир этот давно бы зачах и сдулся), а в снобизме самих его представителей
Другие тем временем печалятся, что блоги потеряли свою прелесть, перестав быть историями личными и став коммерческими, из инструмента самовыражения превратившись в новые площадки для рекламы — и даже не столько себя, сколько журналов и модных брендов. И оказывается, что популярное раньше мнение, будто блогеров сложнее подкупить, потому что их много, не работает. Ведь влияние имеют лишь те из них, у кого наибольшее число подписчиков, а таких во всем мире единицы. Ну а старые добрые блогеры еще из первой волны тоже свои когда-то почти дневники превратили в полноценные медиаплощадки: Гаранс Доре и Леандре Медин уже помогают фрилансеры, а Тави Гевинсон и вовсе закрыла свой Style Rookie и занялась общественно полезным Rookie Magazine, настоящим интернет-журналом, выпускающим раз в год даже печатную книгу.
Но это в общем и целом вовсе не смерть блогов, а закономерная ступень их развития, которая отлично помогает отделять зерна от плевел. Когда кто-то, дорвавшись до внимания рекламодателей и наконец получив возможность в какой-то степени монетизировать свой блог, "продается", это трудно не заметить: в вечных похвалах и рекламных total looks нет никакой остроты, читать и разглядывать подобное быстро становится неинтересно. Ну а если блог постепенно превращается в портал, обрастая приглашенными авторами и расширяя круг тем, он, скорее всего, сохраняет свой дух и менее интересным не становится. Например, для Shaded View On Fashion Дианы Перне пишет много людей, но личность его основательницы чувствуется во всем, что происходит на сайте.
Популярное раньше мнение, будто блогеров сложнее подкупить, потому что их много, не работает. Ведь влияние имеют лишь те из них, у кого наибольшее число подписчиков, а таких во всем мире единицы
С третьим утверждением поспорить сложно. Да, можно сказать, что блогеры выполнили свою миссию, digital-революция свершилась и в моде. Пока на Нью-Йоркской неделе урезают списки приглашенных, многие показы уже идут в сети в прямом эфире: кто-то, как Tommy Hilfiger, делает вообще все возможное, чтобы шоу были наиболее доступными, кто-то, как Fendi, включает абсолютно бесполезные, но неожиданные ходы вроде дополнительной онлайн-трансляции с дронов. Все для того, чтобы привлечь внимание, — эта философия, в общем, тоже во многом появилась благодаря блогерам, без которых никогда не стал бы таким массовым и популярным (едва ли не важнее самих показов) пресловутый street style. Что же касается редакторов, то они и сами теперь фотографируют дефилирующих моделей, вытягивая руки с айфонами и айпадами, и молниеносно выкладывают отчеты о происходящем во все возможные соцсети: это раньше Брайан Бой, расположившийся в первом ряду с ноутбуком, мог кого-то удивить. Неужели тот факт, что модные редакторы переняли у блогеров их оперативность и страсть к современным технологиям, означает, что последние больше не нужны? Вовсе нет. Чем больше разнообразия, тем лучше — в конце концов, кто-то из будущих редакторов мод, возможно, будет замечен кем-нибудь значимым именно благодаря своим остроумным комментариям в Twitter. Все втайне на это надеются, и в такие истории модных Золушек XXI века хочется верить, как когда-то в книги "Как выйти замуж за миллионера".
И напоследок обратимся к сторонникам теории зеленой травы и высоких людей, которые остались в прошлом. Повторять, что стоит выключить режим снобизма — занятие бесконечно выматывающее в силу своей бесполезности, но необходимое, как любая борьба с ветряными мельницами. Благодаря вечно стоящему в положении On выключателю, у нас, например, до сих пор как бы и нет русских блогеров — сплошь не умеющие писать, не разбирающиеся в истории моды выскочки. Сложно русским людям (ладно, за исключением 2−5 человек) составлять модную аналитику. На самом же деле давайте признаем: единственное, чего мы, дорогие россияне, до сих пор действительно не научились делать, так это видеть вокруг себя не только плохое, но и хорошее. Заведи Сьюзи Менкес свой блог на русском, и ее бы заклевали после первой же недели моды — как раз за попытки "играть в Сьюзи Менкес". Если бы люди рождались с багажом знаний о моде, как у Тима Бланкса, это было бы, наверное, страшное зрелище. Если бы все высказывали свое мнение только о том, в чем достигли успехов уровня Карла Лагерфельда в Chanel, зрелище было бы еще и скучным. Не нужно судить блогеров по меркам глянца или, скажем, романов Льва Толстого: функции у них все же различаются. Ну а обилие блогов, создательницы которых наполняют их только фотографиями собственных нарядов, — всего лишь одна из двух ветвей развития блогинга, зачастую абсолютно параллельная текстовым блогам, которые оценивать надо, сравнивая не с материалами Сьюзи Лау, а, например, с Джейн из Sea of Shoes или Бетти из Le Blog de Betty. Однако лучше не сравнивать никого и ни с кем.
У нас, например, до сих пор как бы и нет русских блогеров — сплошь не умеющие писать, не разбирающиеся в истории моды выскочки
Ну а то, что "старички" уходят из просто блогов в другие, более масштабные проекты, вовсе не означает их смерть. Скотт Шуман публикует книги, Тави Гевинсон из девочки-старушки, пишущей остроумные заметки для Style Rookie, превратилась в главного редактора замечательного Rookie Magazine, а Сьюзи Лау — в редактора. В этом, кажется, и заключается суть блогов — это площадка, которая позволяет тебе стать замеченным, оставаясь собой, будучи, например, девочкой из провинциального городка, над которой из-за "бабушкиного" стиля смеются все сверстники, или молодым человеком с интересами, которые кажутся странными всем его приятелям по баскетбольной секции. И именно из-за этого мы и надеемся, что модные блоги не умрут — в лучшем случае, никогда.