Посуда как произведение искусства: история петербургского проекта Htonic
По сложившейся традиции рассказываем о локальных марках, которые отвечают за то, чтобы домой непременно хотелось возвращаться. На очереди Htonic — петербургский бренд керамической и фарфоровой посуды, тонкостью которой хочется восхищаться.
создательница бренда изделий из керамики и фарфора Htonic
Работаю с керамикой и фарфором последние 9 лет и спустя годы вдохновлена делом так же сильно, как и в самом начале. В работе с фарфором я самоучка, не знала, как это делают традиционно. Возможно, поэтому наши изделия так отличаются от того, что представлено на рынке. Htonic — это мои воплощенные мечты об идеальной посуде: эстетичной настолько, насколько это возможно, но при этом удобной и функциональной. Считаю, что такая привычная в быту вещь, как посуда, может оказать влияние на мировосприятие владельца.
Когда только начала заниматься керамикой, то даже не рассматривала хобби как развитие потенциального бренда. Мне просто хотелось сделать немного красивой посуды для дома. Лепила на подоконнике в коммуналке и возила работы на обжиг в маршрутке. Продавать начинала нехотя, когда в комнате уже не оставалось места для новых работ — была уверена, что предприниматель из меня не выйдет. Но каким-то чудом все довольно быстро раскупили. Развитие проекта — чистая органика. Площадь мастерской увеличивалась тогда, когда в ней заканчивалось место и внешние обстоятельства вынуждали переехать. Сейчас в моей команде 12 человек, и только двое из них появились стандартным методом поиска сотрудника по объявлению. Большинство случайно попадали в мастерскую и идеально вписывались в коллектив.
Htonic — производное от древнегреческого χθών: это земля, почва. Мне важно подчеркнуть близость работ к земле, но рассматривать это не как мрачное и отрицательное, а потаенное и мистическое. В земле и глине — прожитые жизни живых существ, временные слои и хтонический мистицизм. Вещи, которые я делаю из нее, появляются на свет уже старыми. Глина обретает новую форму, но в ней не сгорают предыдущие опыты, она, наоборот, возвращает себе одушевленные очертания.
Да, сначала изготавливаю модель, оттачиваю нюансы и учу команду их повторять. Для каждой из коллекций у нас свой сорт фарфора, идеально подходящий под конкретную цель. Обычно с фарфором работают методом литья, но у нас довольно много элементов формируется вручную — это гораздо более трудоемкий метод, но только им можно добиться индивидуальности каждого предмета, сохранить живые линии. Каждую складочку в чашке продумываем и укладываем особым образом, чтобы у будущего владельца не возникло проблем с уходом и эксплуатацией. Каждая чашечка — особенная, двух одинаковых нет.
Могу сказать, что это делаю я, но в соавторстве с материалом. У фарфора довольно много технологических ограничений, он очень своенравный, поэтому первоначальная идея впоследствии редактируется. Форма продумывается таким образом, чтобы показать всю красоту материала, достичь минимальной толщины и при этом быть удобной в быту.
Так как многие технологические моменты изобретены мной, повторить изделия довольно сложно. Хотя попытки мне периодически попадаются, они лишь доказывают, что лучше, чем мы, не сделать, не учесть всех нюансов.
Горжусь своими съемками, вкладываю в них много сил — мне кажется, это важный финальный штрих в работе. Считаю, что важно показать, в каком мире должна жить наша посуда. Но самая большая моя гордость — это обратная связь от покупателей. Когда вижу трепет в их глазах, который посуда, казалось бы, и не должна вызывать. Когда присылают длинные письма об огромной любви к нашим работам и истории из жизни, связанные с ними. Когда получаю фотографии из самой красивой жизни, где главные герои — наши чашечки.
Прямо сейчас у нас есть несколько коллекций посуды, подходящей под разные поводы — от повседневной и максимально удобной до той, что достают по самым особым случаям и планируют передать по наследству. Есть несколько тиражных серий ваз и вазы, которые я создаю в единичном экземпляре. В планах выпустить интерьерные объекты и в целом начать создавать более масштабные работы — недавно у нас появилась новая высокая печь, и планирую замахнуться на что-то большее (улыбается.)