Архитектура + люкс: как и зачем модные бутики в Японии превращают в произведения искусства
АНЯ САРКИСЬЯНЦ
дизайнер общественных интерьеров, основатель и арт-директор студии Designic. В портфолио — офисы крупных российских и иностранных компаний (Avito, Page, Element Group Oy), общественные пространства в девелоперских проектах, школы и корпоративные центры
В конце 1990-х в Японии стали чаще говорить о внедрении идентичности брендов (коих здесь большое количество) в ткань города. Причиной тому стал маркетинг: специалисты люксовых модных домов, не сумев найти необходимую аудиторию через городские баннеры и телевидение, заново открыли бессмертную формулу продаж — ценность упаковки товара важна ровно столько же, сколько и он сам. Одним из авторов отдельного направления фэшн-архитектуры и, конечно, создателем множества проектов для мирового люкса по праву считается живая легенда японского дизайна — Тойо Ито. Проекты обладателя престижной в индустрии Притцкеровской премии (2013) — микс минимализма и конструктивизма, пропущенный сквозь призму азиатских традиций. Описывая наполненные флагманскими зданиями брендов районы Токио, он называет это явление «архитектурой обертки» 表皮建築 (hyouhi kenchiku). Позже термин вольно переведут как «люкситектура» (luxitecture — от английских luxe и architecture) — он войдет в неформальные профессиональные словари.
Происходящее на описываемых Ито токийских улочках сложно уместить в одной статье, но представьте: аллея Омотесандо, заполненная одетыми по последним трендам покупателями, а внутри бутиков — продавцы в белых перчатках, которые заботятся о каждом клиенте. Купите что-то — и вам будут кланяться до тех пор, пока не исчезнете из поля зрения. Здесь, среди возведенных вдоль улиц флагманов моды, сбивается счет от количества зданий, выполняющих роль «супермоделей», как пишет архитектурный журнал Urbis Magazine, для мировых брендов. Вот спроектированный Тойо Ито магазин для итальянского Tod’s. Неподалеку — сверкающий перламутровым фасадом торговый центр Louis Vuitton по проекту архитектора Джуна Аоки и белоснежный магазин Dior от Лауреатов Притцкеровской премии Сэдзимы и Нисидзавы. А через дорогу бутик Prada от архитектурного бюро Herzog & de Meuron — кристаллическая башня из ромбовидных стеклянных панелей. В таком бушующем контексте зародился и укрепился люкситектурный жанр, превративший целые улицы в архитектурные подиумы.
Собрать в одном тексте все изобилие построенных в Японии люксовых флагманов — задача, скорее всего, подходящая больше для реализации масштабной архитектурной монографии. А пока такой работы не появилось на полках наших книжных магазинов — разберем экзотическое понятие на пяти самых репрезентативных люкситектурных проектах с улиц Токио. Сейчас таковых, разумеется, в десятки раз больше.
БУТИК TOD'S, 2004
Архитектор Тойо Ито
Соавтор люкситектурного жанра и лауреат Притцкеровской премии Ито спроектировал бутик TOD's в форме буквы L — сооружение вписали в крайне ограниченное плотной застройкой пространство. По части декора Ито вдохновлялся деревьями кеяки, высаженными вдоль авеню Омотесандо, которые растут прямо напротив магазина — бетонный фасад в форме разветвлений берет на себя роль несущей конструкции. Однако акцентом, благодаря которому оживает все здание, стал свет. Даже несмотря на северное расположение, Ито удалось наполнить естественным освещением каждый этаж здания: больше половины фасада он отдал прозрачному остеклению. Архитектурная новизна, не потерявшая актуальности с начала 2000-х, особым образом подчеркивает присутствие бренда в городе с заходом солнца — преломляющиеся через чудаковатую форму окон лестницы, просторные торговые залы и многофункциональные пространства, в которых играют тени, падающие от бетонных веток.
БУТИК LOUIS VUITTON, 2021
Архитекторы Джун Аоки и Питер Марино
Работы архитектурного дуэта Аоки и Марино нередко описывают как эталонное слияние японского минимализма и современной западной эстетики. Натуралистическая башня бутика Louis Vuitton завораживает любого, кто встречается с ней впервые, — фасад словно колышется на ветру, играя с отражениями света. Архитектурная метафора ряби на воде пронизывает здание на всех уровнях. Стеклянные панели, покрытые дихроичным стеклом, подчеркивают иллюзию подвижности и меняют оттенки в зависимости от угла обзора и времени суток. Четыре этажа отведены под розничную торговлю и презентации, а на верхнем — работает кафе Le Café V, где можно попробовать десерты шеф-повара Ёсуке Суга. Соответствуя главным правилам люкситектуры, бутик становится не просто площадкой для продажи, а идеальной обзорной точкой — на город и сам бренд.
БУТИК DIOR, 2003
Архитекторы бюро SANAA
За проект Dior в виде трапециевидной коробки отвечало японское архитектурное бюро SANAA, основанное мастерами минимализма и инновационного дизайна Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава. Команда предпочитает работать со стеклом — материал дает общее ощущение простора и слияния с окружающей средой. Постройка объединила в себе невесомость и строгость, броскость и минимализм. Чтобы соответствовать жестким строительным нормам Токио — сооружение не может быть выше 30 метров — и максимально использовать пространство, архитекторы пошли на хитрость и спроектировали здание с этажами переменной высоты, где торговые помещения чередуются с утилитарными. Чистая квадратная внешняя оболочка из прозрачного стекла покрывает вторую из полупрозрачного акрила — это позволяет фасаду ненавязчиво намекнуть на то, что находится внутри.
БУТИК HERMÈS, 2001
Архитектор Ренцо Пиано
Лауреат Притцкеровской премии Ренцо Пиано стремился отразить ДНК французского модного дома в прозрачном и тонком здании в самом сердце модного торгового района Токио — Гинзе. Бутик возвышается на 14 этажей (и уходит на три под землю), а общая площадь «хрустальной» башни составляет 6000 квадратных метров. В этом проекте использовали 13000 стеклоблоков — давний спутник дизайна общественных пространств — что превращает фасад в большой японский фонарь, указывающий горожанам путь после захода солнца. Несмотря на хрупкий внешний вид, каждый элемент спроектировали так, чтобы выдерживать землетрясения и поглощать сейсмические ударные волны. Проект имеет колоссальное сходство с культовым Maison de Verre, парижским модернистским зданием, образцом французского архитектурного языка, которым и «говорит» Пиано.
БУТИК PRADA, 2003
Архитекторы бюро Herzog & De Meuron
Магазин Prada архитектурному бюро Herzog & De Meuron получилось вписать в район Аояма, где не осталось ни одного свободного квадратного метра земли,. Это второй после бутика этого же бренда в Нью-Йорке яркий люкситектурный кейс компании. Чудаковатый 6-этажный стеклянный кристалл необъяснимым образом создает иллюзию «мягкости и легкости», несмотря на острые углы. Такой эффект получается благодаря пятигранной форме, плавным изгибам по всему интерьеру и фирменным ромбовидным стеклянным панелям, которые варьируются между плоскими, вогнутыми и выпуклыми «пузырями». Основатель бюро Жак Херцог описывает фасад как «интерактивное оптическое устройство» — поскольку часть стекла изогнута, кажется, что оно находится в непрестанном движении. По мнению Херцога, архитектурный объект находится в постоянном диалоге с ритмом города и остается эстетической доминантой в бурной среде густо застроенного района.
13.11.24, 14:19