Светильник в виде обугленной деревяшки и мебель из цельного куска металла: главные тренды выставок дизайна 2023
Этой весной прошли сразу три значимые для мира дизайна выставки — Stockholm Design Week в Стокгольме, CIFF-2023 в Гуанчжоу и Salone del Mobile Milano в Милане. Основатель бюро ARCHPOINT и архитектор Валерий Лизунов успел побывать на всех и специально для BURO. рассказывает о самых интересных событиях и ключевых трендах индустрии.
Российский архитектор, основатель бюро ARCHPOINT
Бюро ARCHPOINT специализируется на архитектуре, а также создании общественных и частных интерьеров в России и за рубежом. Среди его проектов более 300 ресторанов, в том числе Ivanka Александра Воробьева, Selfie, Peach Эмина Агаларова, Kaif Burger Моргенштерна, Zemlya Moscow, Geraldine Познера и Раппопорта. Многие проекты бюро завоевали престижные архитектурные награды, например, European Property Award, A'Design Awards, IAA. Бюро ARCHPOINT спроектировало первый в России храм в модернистском стиле, который отмечен международной наградой Faith and Form.
Первое, что хочется отметить, — это уменьшение числа фабрик, которые участвуют в выставках. Тенденция характерна для всех мероприятий, на которых я побывал. В Стокгольм не приехали, по моим подсчетам, около 150 европейских фабрик, которые обычно выставляются там. Восемьдесят процентов стендов были шведскими, хотя обычно приезжают и голландцы, и французы, и итальянцы.
В Милане также удивили скромные размеры выставки. Мы смогли обойти практически все павильоны, которые хотели. В прошлые годы сделать это было практически невозможно. Еще обратили внимание на то, что многие фабрики выставлялись не на стендах в рамках выставки, а у себя в шоурумах — такой полузакрытый формат.
На этом фоне достаточно масштабной выглядит китайская выставка, на которой я, в отличие от итальянской и шведской, побывал впервые. Никаких ожиданий не было, скорее было любопытно. Открытием для меня стал тот факт, что китайские дизайнеры вообще существуют. Порадовал высокий уровень дизайна, концепций и так далее.
Если сравнивать выставки по содержанию, то я бы сказал, что Китай (я говорю не про пресловутые китайские подделки, а именно про работу дизайнеров) стремится к европейской стилистике, беря за основу аналоги из той же Италии, Скандинавии, но пытается при этом сохранять самобытность, аутентичность. Во всех вещах прослеживается история.
Что касается итальянского дизайна, то, как я уже сказал выше, он ощутимо развернулся в сторону Скандинавии. Я бы сказал так: итальянские дизайнеры стали более скандинавскими, чем скандинавы — итальянскими. При этом Италия все равно осталась приверженцем высшего уровня качества материала: тканей, кожи, металла, шпона, камня. Для итальянского дизайна качество по-прежнему имеет огромное значение.
А скандинавские дизайнеры все больше уходят в ресайклинг, технологии 3D-печати. При этом стало заметно стремление к премиальной отделке, более качественным материалам.
Свет стал, если можно так сказать, более человечным, менее незаметным. Источники детально проработаны, имеют свою философию. Фабрика Lladró представила очень необычную подсветку — цветную, в чем-то даже театральную, как будто дизайнеры вдохновлялись японской стилистикой аниме. Интересные находки были у Luceplan — гигантская люстра с маленькими светильниками, напоминающая новогоднюю елку.
Порадовало то, как развиваются светодиодные технологии — светящиеся криволинейные поверхности и плоскости. Все довольно нарядно, необычно выглядит. Очень много концептуального, интересного света сегодня в Китае. Например, светильник, который выглядит как обугленная деревяшка. Когда на него дуешь, он светится. Или бра с лампочкой, в цоколе которой налита вода. Трясешь лампочку — и получаются красивые блики.
В интерьерах, созданных шведскими дизайнерами, световые решения играют чуть ли не решающую роль. Световые пятна ненавязчиво расставляют акценты на предметах мебели, не отвлекая на себя внимание. Но есть и отдельные произведения искусства, как, например, деревянный торшер, который я для себя назвал квинтэссенцией скандинавского минимализма: гнутое основание, внутри которого проходит провод, заканчивающийся обычной лампочкой. В этом все: и простота, и функциональность, и скандинавская философия.
С выставки в Милане самым запоминающимся стал яркий, флуоресцентный зеленый диван от Baxter. Им удалось создать такой вау-эффект, никто не ожидал подобного — очень смело и даже дерзко. Большое впечатление произвело необыкновенное разнообразие смесителей от Gessi. Совершенно безумные, необычные сочетания цветов и материалов (оникс, дерево, металл, латунь) сделали этот обыденный предмет настоящим произведением искусства, которым можно не только пользоваться, но и любоваться.
Из Стокгольма, помимо удивительных идей ресайклинга, привез интересные впечатления об эргономичной офисной мебели Offecct: офисные столы с регулировкой высоты, которые позволяют корректировать осанку, стулья, похожие на тренажеры из спортзала. Основная идея в том, что время, проведенное на работе, должно быть полезно для здоровья сотрудника. Тогда он может быть более продуктивным.
И еще один очень эклектичный и в то же время гармоничный предмет — барный стул Reunited. Удивительно сбалансированное сочетание велюровой обивки, удобной спинки и уютного мягкого сиденья с декором из бамбуковой бахромы. И конечно, смелые сочетания цветов — такая визитная карточка скандинавского дизайна: кирпичный цвет сиденья и спинки и розовый — массивного основания.
На выставке в Китае особенно поразила мебель — стол и стулья, сделанные из цельного куска металла, весят около полутонны, сдвинуть невозможно. Сначала мне показалось это чересчур громоздким, вычурным. А потом начал размышлять и понял, что в этом есть определенная философия: есть вещи, под которые человек должен подстраиваться, если хочет их использовать для своей пользы.
А еще Китай удивил меня тем, что там, на самом деле, в настоящей дизайнерской среде давно нет того знаменитого ширпотреба, о котором мы привыкли отзываться уничижительно. Да, многие фабрики копируют европейские образцы, но делают это на высоком уровне. Очень хорошо выполнена строчка на тканях, используются качественные материалы с прекрасной обработкой, которая не выглядит дешево. Обратила на себя мое внимание компания, занимающаяся обработкой камня. Они работают с европейскими архитекторами с мировым именем. Оказалось, что и сам камень они привозят из Италии. Вот так мы и закольцевали сюжет.
24.05.23, 17:17