«Растаявшие» подсвечники, кляксы и идеальные стулья: за что мы любим архитектурное бюро .dpt
КСЕНИЯ КАРАВАЕВА И МУРАТ ГУКЕТЛОВ
основатели архитектурного
бюро .dpt
.dpt существует с 2019 года — чем вы занимались до создания архитектурного бюро и почему решили его делать?
Ксюша: Так получилось, что мы с Муратом с самого начала работали в разных направлениях: я занималась дизайном интерьера и немного предметным дизайном, а Мурат развивался в сфере мастер-планирования и благоустройства территорий. В большинстве случаев архитектурное бюро появляется тогда, когда люди объединяются сначала для одного проекта, пробуют как-то взаимодействовать, а потом, если все идет хорошо и у них получается работать вместе, мозаика складывается в формат бюро. Наш первый совместный проект — разработка выставки «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» в рамках ПМЭФ. Мы выиграли закрытый тендер со смелой концепцией, защитив ее перед послом государства Катар. Это была масштабная и сложная с технической точки зрения работа. Можно сказать, именно тогда все направления, в которых у нас уже был опыт, слились воедино, поскольку выставочный дизайн — это сложный процесс, который подразумевает как работу с архитектурными объемами, так и с пользовательским опытом, а также глубокое исследование самой темы.
А как родилось название?
Ксюша: .dpt расшифровывается как «департамент» и отсылает к расширению файла, как .pdf или .doc. Мы сразу знали, что спектр наших видов деятельности будет разнообразным, поэтому хотели делить на департаменты наши направления и маркировать их по первой букве: a.dpt для архитектуры, l.dpt для работы с городской средой и так далее.
.dpt — абсолютно универсальное бюро. В портфолио проекты совершенно разных масштабов — от предметов для дома или архитектуры выставок (взять недавно открывшуюся «Куплю гараж» в Севкабель Порту) до крупных городских территорий. Почему так много направлений работы?
Ксюша: Наверное, именно из-за того, что у нас изначально образовался довольно разноплановый союз. Выбранный нами путь отчасти более сложный, ведь развиваться в одном векторе было бы эффективнее, но сейчас у нас достаточно знаний и ресурсов, чтобы пробовать разное и делать то, что действительно нравится — во многом это большая роскошь.
Расскажите о команде. Сколько в ней человек и что объединяет всех — какие soft и hard скиллы?
Мурат: Поскольку мы занимаемся разными направлениями — от архитектуры до дизайна интерьера и предметов, — с бюро работают люди, которые обладают широким спектром навыков и готовы всегда вместе с нами искать новые решения и подходы. По меркам индустрии мы очень молодое бюро и считаем себя гибкой организацией, поэтому нуждаемся в тех, кто готов быстро перестраиваться между разноплановыми задачами.
Команда состоит из 11 человек. Помимо ключевых ее членов — архитекторов — есть менеджер, SMM и PR-специалисты.
Софт-скилы для нас крайне важны: ищем увлеченных и креативных людей, которые интересуется дизайном и архитектурой, умеют организовать себя и команду, готовы принимать решения. А вот хард-скил требования абсолютно базовые: это профильное образование и владение софтом.
Сейчас так много говорят об ИИ в самых разных сферах. Расскажите, используете ли нейросети в работе?
Мурат: Мы не используем ИИ для значимых задач в рамках нашей работы. В любом случае все концептуальные решения, идея проекта, объемно-пространственное проектирование разрабатываются архитектором. В контексте креатива доверяем только себе. Используем Midjourney для мелких задач: сделать текстуру, например.
Если кто-то и не слышал о .dpt, точно знает вас по подсвечникам Puddle candle holder. Расскажите об объекте подробнее. Всегда было интересно, как он родился, кто его придумал и как часто вы слышите комплименты этому предмету.
Ксюша: Изначально этот подсвечник сделали как подарок для заказчиков и друзей бюро на Новый год. Это была быстрая идея: свеча растаяла, и получилась капля. Мы и не предполагали, что предмет станет основой для нового направления работы бюро — предметного дизайна. Когда анонсировали этот предмет в инстаграме, получили огромный позитивный отклик, многие захотели его приобрести. В этот момент решили наверняка, что займемся предметным дизайном.
Кстати о предметах для дома: кажется, люди стали больше уделять им внимание, чаще задумываться о декоре пространства, в котором проводят большую часть своей жизни. Чувствуете такую тенденцию?
Ксюша: Такая тенденция действительно есть, люди стремятся окружить себя красотой, искусством разного формата, цветами, приобретают винтажную мебель, сервируют стол. Помимо этого российский рынок предметного дизайна сейчас активно развивается и заполняется новыми классными брендами, что не может не радовать.
Слышала, как раз выпускаете новую линейку предметов для дома. Что в нее войдет?
Ксюша: Мы запустили линейку предметного дизайна в 2022 году, начав с уже знакомого многим подсвечника Puddle. С тех пор постоянно экспериментировали в этом направлении в совершенно разных масштабах: пробовали создать идеальный стул (кстати, получилось), зеркала, свечи, украшения, кресла и столы, стеллажи и новые формы подсвечников — и многое другое. Всегда хотелось создавать предметы, которые удобны в повседневности, эстетичны и при этом доступны не только для собирателей коллекционного дизайна. Бюро всегда проверяет концепции на опытных образцах, снова и снова, сохраняя идею передачи искусства в привычных для каждого предметах. Например, только для того, чтобы получить подходящий нам вариант стула Totoro, поработали с шестью разными производствами от Москвы до Краснодара, поэтому в офисе стоят десятки прототипов нашей мебели.
Серия objects.dpt — наш способ представить в одном месте, что мы создали из предметов как творческая команда за последние два года. И то, что прошло проверку временем. Что-то вроде промежуточного смотра лучших работ, потому что процесс создания нового, тестирования разных гипотез не останавливается никогда. В новой линейке objects.dpt можно найти предметы, в основе которых лежит узнаваемый и закрепившийся за бюро визуальный образ кляксы. Расплывчатость, строгость металла и мягкость ткани, текучесть и вариативность — все это объединяет многие наши проекты.
В линейке будут представлены новые вариации подсвечников Puddle в разных цветах, вдохновленное настроением тех же подсвечников зеркало, стулья Take A Seat и Totoro, а также на первый взгляд непривычные, но по-своему трогательные свечи с шипами.
Участвует ли .dpt в международных выставках / проектах?
Мурат: Сейчас активно работаем на российском рынке, но, безусловно, смотрим в направлении международной экспансии.
Поделитесь планами по развитию .dpt, есть ли еще направления архитектуры и дизайна, которые мечтаете охватить?
Мурат: Сейчас в работе много проектов, реализации которых очень ждем. Будет много интересного и масштабного. Помимо этого есть большое желание развивать направление предметного дизайна: работать над улучшением и оптимизацией уже существующих предметов, а также придумывать и воплощать новые. Создание тиражного объекта — это долгий процесс: опытные образцы, оптимизация, пробы и ошибки.
Бонус-вопрос. Знаю, наверное, все любимые, но все-таки. Назовите 3 проекта-фаворита из тех, что сделало .dpt.
Ксюша: Хочется отметить квартиру-студию в историческом доме: проект принципиально рассказывает о нашем объемно-пространственном подходе к разработке интерьера.
Сейчас в реализации проект офиса для дирекции музея на территории бывшего ЗИЛ, активно ведем авторский надзор и надеемся в конце осени увидеть готовый интерьер.
Выставка «Куплю гараж» — интереснейший кураторский проект, исследование «третьего места» в жизни советского человека. Сейчас экспозиция на гастролях в Санкт-Петербурге, приглашаем посетить.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7