Художественный драйв Бельгии: чем запомнится брюссельская ярмарка BRAFA — 2016

Ассамблея продавцов и покупателей искусства

Издание «Интерьер + дизайн» продолжает рассказывать о том, как проходят и во что обходятся торги искусством, современным и не очень

Художественная жизнь в маленькой Бельгии обладает особым драйвом. Наибольшее количество коллекционеров на единицу территории: больше чем в Швейцарии, больше чем во Франции. Относительно низкие налоги, стабильность старых капиталов, высокий статус коллекционеров и знатоков искусства. В Бельгии работает множество частных фондов, чья деятельность целиком посвящена искусству. Традиции коллекционирования и повседневной жизни среди шедевров крепки и устойчивы к внешним воздействиям. Бельгийцев не заставят забыть о любимых полотнах ни экономические трудности, ни злоумышленники брюссельского квартала Моленбек.

Мастерская Маринуса ван Реймерсвале, «Меняла и его жена», 1520-е, Jocelyn Crouzet

В прошлом году ярмарка искусства BRAFA, старейшая в Европе, отметила свое 60-летие. В этом году в выставочном центре Tour & Taxis собрались 137 галерей из 17 стран. «Мы продолжаем развивать ярмарку как площадку, на которой собраны галереи, предлагающие разные школы, стили, направления, разные техники и эпохи», — говорит президент BRAFA Харольд д'Кинт Роодебеке. Действительно, все, что происходит на стендах ярмарки, — дайджест всеобщей истории искусства: от теряющейся в веках Месопотамии до современных дней гибридных войн. Эклектичность предложения удивительным образом способствует приятной дружелюбной атмосфере, которая давно стала фирменным знаком брюссельской ярмарки. Экспозиция намеренно не разделена по эпохам, поэтому парижский продавец древнекитайской керамики Эрик Пуйо стоит бок о бок с Galerie Grand Rue, чья нынешняя владелица Мари Лор Родно продает акварели и гуаши XVIII и XIX веков. Галерея, продающая фарфор Севрской мануфактуры (Sevres — Site de la Ceramique), стоит рядом с бронзовыми скульптурами из коллекции Мишеля Полетти и Алена Ришарма (Univers du Brоnze), за отличными работами Кеса ван Донгена и Фернана Леже на стенде Helene Bailly следуют маски с Берега Слоновой Кости (Yann Feraddin) и так далее. Организаторы и гости BRAFA признают: такая микстура только на пользу и коллекционерам, и продавцам — все чувствуют высокую концентрацию красоты и художественного мастерства, но при этом прямая конкуренция дилеров не электризует воздух.

Gilbert & George, «Преступление», 2011, Albert Baronian
Хавьер де Фернандес, ковер Green, галерея N. Vrouyr

Есть на текущей ярмарке лоты-миллионники, но есть и интересные вещи для «молодых коллекционеров» по цене до пяти тысяч евро. Участие в BRAFA с учетом всех расходов для галерей обходится от 30 до 50 тысяч евро. Предложения на стендах не превышают 7 млн евро, в этом году одним из самых дорогих было полотно Клода Моне — пейзаж «Сена недалеко от Ветёя. Грозовая погода», выставленное за 6,8 млн евро на стенде галереи Stern Pissarro, которую возглавляют Дэвид Стерн и правнучка знаменитого художника Лелия Писсарро. Пейзаж прадеда, самого Камиля Писсарро, Le ru de Montbuisson, Louveciennes  Дэвид и Лелия готовы были отдать за 1 млн 300 евро. Хорошо знакомый московской публике парижанин Даниель Булакья предлагал два поздних полотна Марка Шагала по 3 млн 300 тыс. евро каждое. Больше миллиона молодая галерея La Patinoire Royale просила за большую работу мастера кинетического искусства Рафаэля Сото. И так далее.

Марк Шагал, «Невеста и жених», 1979, Galerie Boulakiа

Универсальным для новичков следует считать бюджет от 200 до 500 тысяч евро. В этот диапазон попадают и натюрморты старых мастеров, и произведения Александра Колдера. Чуть меньше чем за 200 тысяч евро выставлены отличные работы Виктора Вазарели на стенде галереи Pascal Lansberg. Волновал кровь знатоков искусства и фетиш из Конго Songue figure (дерево, рога, зубы диких животных, металл, кожа, глина и даже волосы слона!). Патрик Дидье Кас отдавал это сокровище всего за 150 тысяч евро. Среди произведений декоративно-прикладного искусства, представленного галереей  François Léage, оказался редкий русский антиквариат — сервант конца XVIII века, отделанный красным деревом, со вставками из мрамора, покрытыми росписью. А также парные вазы из плавикового шпата, по форме совпадающие с вазами, принадлежавшими императрице Екатерине II, и хранящиеся в коллекции Государственного Эрмитажа.

Э. Райбер, Christofle, украшение для стола в японском стиле; серебро, позолота, патинированная медь, позолоченная бронза; Париж, ок. 1878, Francis Janssens van der Maelen

Чучело двуглавого айрширского бычка, Викторианская эпоха, Англия, Finch & Co

Покупателям, готовым потратить до 100 тысяч, были предложены не менее интересные вещи. Например, живописные работы культового архитектора Ле Корбюзье. За 45 тысяч евро гигантский позолоченный бидон из коллекции Farm — работу дизайнеров Studio Job — предлагал галерист из бельгийского фешенебельно-курортного Кнокке Самуэль Ванхоегарден. Первоклассная графика художников объединения «Кобра» — от 28 до 40 тысяч.  Древнеегипетские расписные коробочки для внутренних органов — чуть меньше 20 тысяч евро каждая.

И еще кое-что ценное для молодых коллекционеров: целых пять советских журналов «Радиослушатель» 1929 года в оформлении А. Родченко предлагала одна из галерей объединенных бельгийских букинистов всего за 3 тысячи евро. Листы мастеров комиксов — абсолютно культовых фигур для франко-бельгийской публики, — в частности работы Доминик Корбассон, по 3 800 евро выставляла Huberty & Breyne Gallery. Что может быть лучше? Первоклассная графика плюс готовый table talk включены, ведь пересказывать сюжеты комиксов можно до бесконечности. Среди недорогих, но эффектных предложений оказались работы русской художницы Марии Кошенковой. Их представила очаровательная Клара Скремини, которая продает стекло и керамику с 80-х годов, а влюблена в эти материалы с раннего детства, когда впервые увидела в спальне у мамы маленькую стеклянную вещицу Рене Лалика. Двенадцать объектов Кошенковой продавались по 5 тысяч евро каждый и были куплены в день открытия выставки комплектом.

Виктор Вазарели, Orion, 1962, Harold T’Kint de Roodenbeke

Жорж Матье, «Дивертисмент», ок. 1955, Galerie Hurtebize

Нынешняя BRAFA запомнится небывалым доселе количеством галерей, продающих «археологию»: Древний Египет, Месопотамию, Древнюю Грецию и Древний Рим.  Пятнадцать предприятий из Парижа, Брюсселя, Геттингена, Женевы, Нью-Йорка, Барселоны сформировали ряд произведений, поражающих воображение. Коллекционерам представили портреты императоров Калигулы (J. Bagot Arqueología — Ancient Art) и Адриана (Galerie Chenel), Октавиана Августа (Galerie Gilgamesh) и его жены, властной красавицы Ливии (Galerie Chenel), фрагменты мозаик с изображением влюбленной пары, прототипов Ромео и Джульетты (J. Bagot Arqueología — Ancient Art). Редкий рельеф с отлично сохраненной полихромной росписью Среднего Царства и абсолютный шедевр, редчайший памятник — голова шумерского божества из Дамаска. Галеристы из Harmahkis Archeologies готовы были расстаться с шумерским памятником за полмиллиона евро.

Моис Кислинг, «Цветы», 1948, Galerie Tamenaga

Особый вкус ярмарке придают галереи, предлагающие курьезы и чудачества, барочные затеи и странности. Галерей всего две: это бельгийская Porfirius Kunstkammer и лондонская Finch & Co. Ассортимент объектов тематически повторяет содержимое барочных «кабинетов курьезов» XVI—XVII веков. На обоих стендах представлены все четыре главные темы: сокровища (искусно сделанные зеркала, музыкальные шкатулки, шахматы) и наука (астролябии, карты, лоции), природа (скелеты, гербарии, заспиртованные эмбрионы) и, наконец, экзотика (маски, божества и утварь из далеких стран). Пройти мимо калейдоскопа диковин невозможно, галереи пользуются успехом у публики, более того, антикварные чудеса заставляют и других галеристов тянуться к экстравагантному. Например, посетителей ювелирной галереи Сhamarande с витринами, переполненными сетами 20—30-х годов, встречал гигантский скелет страуса. Более того, одна из самых эффектных экспозиций — инсталляция произведений знаменитого бельгийца Яна Фабра — выглядела манифестом фирменной бельгийской экстравагантности. Белоснежные мраморные черепа и графические листы мастера на фоне красных стен галереи стали настоящим хитом экспозиции. Неслучайно Guy Pieters — фаворит международной прессы, галерея, которую называют бельгийским  вариантом галереи Ларри Гагосяна.

Ярмарка работает до 31 января, так что у коллекционеров и самых амбициозных декораторов еще достаточно времени для азартной охоты, просвещения и наслаждения искусством.  

Библиотечная лестница; сталь, латунь, дуб; Франция, правление Карла Х (1824—1830), Le Couvent des Ursulines