Корреспондент Buro 24/7 в Милане Вероника Шейнина — об арт-составляющей знаменитой ярмарки и коллаборации Gufram с современными авангардистами
Когда дизайн интерьеров встает в один ряд с современным искусством, мебель перестает нести свою основную функцию и становится уже арт-объектом. Это полностью относится к бренду Gufram, который представил на Salone del Mobile плоды своих коллабораций с авангардистами современной дизайн-сцены Маурицио Каттеланом и Каримом Рашидом.
Итальянский бренд с не очень итальянским названием Gufram с момента основания в 1966 г. создавал авангардные предметы мебели, опережавшие свое время и находившиеся где-то на рубеже между интерьерным дизайном и современным искусством. Gufram стали революционерами домашних пространств, придумав оригинальную и экстравагантную мебель, которая вошла в историю мирового дизайна. Сегодня культовые вещи бренда представлены в ведущих музеях современного искусства: MoMa, Metropolitan и Pompidou.
С самого начала Gufram откровенно дерзили и иронизировали. Кажется, они продолжают смеяться над нами до сих пор. Неудивительно, что для создания новой коллекции бренд пригласил одного из главных сатириков современного искусства — дизайнера "без комплексов" Маурицио Каттелана. Он и коня под потолок подвесит, и Гитлера заставит молиться.
Для коллекции 2014 года дизайнер создал ограниченную серию Toilet Paper, названную в честь одноименного журнала Каттелана и фотографа Пьерпаоло Феррари. В нее вошли пуф в виде откусанного куска мыла SOAP, "жизнеутверждающий" пуфик в виде могильной доски THE END и вешалка GOD. Последняя — это ремейк легендарной вешалки-кактуса из коллекции Gufram 1977 года, которая находится сегодня в музее МoМa. В линейке Toilet Paper Каттелан дополнил кактус двумя пуфами в виде яиц. Каждый из предметов серии выпущен лимитированным тиражом: на весь мир приходится 300 пуфов SOAP, 1000 пуфиков THE END и всего 100 экземпляров вешалки GOD.
Еще одна новинка коллекции 2014 года — это стулья Boing. Невероятно, но факт: до настоящего времени в коллекциях Gufram не было стульев. Экстравагантные диваны, невероятные кресла, странные пуфы — сколько угодно. И ни одного стула. Ответственную миссию создать чудо-стул доверили Кариму Рашиду. Он представил серию Boing — разноцветные стулья, которым, по словам дизайнера, суждено стать новыми иконами поп-арт-функционализма. Насчет функционализма можно поспорить, а вот в принадлежности Boing к поп-арту сомневаться не приходится. Как еще можно назвать металлический стул на двух ножках, перетянутых разноцветными полосками из полиуретана? Кстати, несмотря на внешнюю неустойчивость и хрупкость стула, сидеть на Boing очень удобно — почти как в гамаке.
В новой коллекции Gufram представили также обновленную версию Jolly Roger —кресла в форме черепа, созданного Фабио Новембре для коллекции 2013 года. "У каждого из нас в роду должен быть хотя бы один дедушка-пират", — комментирует свою страсть к черепам Новембре. Изначально кресла Jolly Roger были созданы в черно-белом варианте. В версии 2014 года Новембре выпустил их в разноцветной гамме. Еще одна знаковая вещь от Gufram, пересмотренная в духе 2014 года, — это диван Softcrete, впервые созданный дизайнером Россом Лавгроувом в 2007 году. С виду кажется, что этот диван сделан из цемента. На самом деле Лавгроув использует специальный вид мягкого полиуретана, который выглядит, как твердый материал. В коллекции 2014 года Лавгроув предложил свой "мягкий цементный диванчик" в ярко-зеленом цвете.
Вообще, особенность Gufram как раз и состоит в этой игре с материалами, которые кажутся жесткими и совершенно непригодными для мягкой мебели — пластмасса, цемент, камень, мрамор, — на самом же деле оказываются мягкими и очень комфортными. В этом диссонансе между тем, что мы видим, и тем, что есть на самом деле, и состоит ирония Gufram.