Мечта корпорации Apple: японский дизайнер Наото Фукасава

Влиятельный сэнсэй

Если два дизайнера при встрече вынимают одинаковые визитницы, почти наверняка это будет модель от Наото Фукасавы. Все, кто любит японскую сеть MUJI, отлично знают его стиль. А настоящие поклонники спустя годы с удовольствием вспоминают бесподобный СD-проигрыватель в форме винтажного вентилятора

Наото Фукасава подарил современному дизайну культуру супераскетичного быта. Вещам следует быть простыми. Они не должны пугать людей чрезмерной сложностью — плохо, если стул или диван оскорбляют вас путаностью функций или заносчивой формой. Неслучайно Фукасава все время размышляет о том, как "убрать себя" из проекта. В своей книге "Контур дизайна" (Outline of Design) он напоминает, что предмет в любом случае несет отпечаток рефлексии дизайнера, ведь он принимает решения и делает выбор. Всякое же дополнительное выражение индивидуальности автора излишне, ведет к манерности и искаженному пониманию того, что хорошо и что плохо в дизайне.

Именно Наото Фукасаве удалось внедрить в головы маркетологов и продюсеров методику "тактильного брендирования" (haptic branding) — смысл этого подхода в том, что визуальное восприятие предмета — лишь часть нашей перцепции. Пользуясь предметом изо дня в день, мы привыкаем к его форме, весу, фактуре, наши пальцы помнят изгибы пультов и мышек, кофейников и чашек, мы не только видим, но и щупаем бренды, и это необходимо учитывать, создавая новые коллекции и продвигая их на рынке. Ключевым для его проектирования сам Фукасава считает принцип without thought. Научиться проектировать "без мысли" — значит больше наблюдать бессознательные реакции людей, чем слушать их заявления. Именно этому он учит дизайнеров, путешествуя по всему миру с авторскими мастер-классами.

Наото Фукасава

Cтол Drawn, Glas Italia. Закаленное стекло толщиной 19 мм.

Наото Фукасаве удалось внедрить в головы маркетологов и продюсеров методику "тактильного брендирования" — пользуясь предметом изо дня в день, мы привыкаем к его форме, весу, фактуре, наши пальцы помнят изгибы пультов и мышек, кофейников и чашек, мы щупаем бренды, и это необходимо учитывать, создавая новые коллекции 

Cегодня Фукасаве 58 лет. Он оказал сильнейшее влияние на компании, которые считаются голубыми фишками на рынке техники. Его лобовой конкурент — суперзвезда Джонатан Айв, официальный разработчик стиля Apple и вице-президент промышленного отдела культового предприятия. На стиль Фукасавы смотрят передовые американские производители техники. Intel, Hewlett-Packard (HPQ) и, конечно, Apple. И многие разработчики конкретных моделей компьютеров, фотоаппаратов, принтеров признаются, что именно дизайн японца вдохновлял их на творчество.

Настольная лампа Demetra, Artemide

Наото Фукасава родился в 1956 году в префектуре Яманаси на острове Хонсю. Изучал искусство и 3D-дизайн в токийском университете Tama Art. Работал дизайнером в компании Seiko-Epson до 1988 года и в Сан-Франциско в компании ID-two с 1989-го по 1996-й. Вернувшись в 1996 году в Японию, возглавил токийский офис фирмы IDEO. С 2001-го стал консультантом компании MUJI и сконцентрировался на предметах для дома и электронных приборах. В 2003-м открыл собственное бюро Naoto Fukasawa Design. Основал бренд plusminuszero (±0), под которым до сих пор выпускает предметы домашнего обихода: чайники, фены, посуду, тостеры, вентиляторы, обогреватели, пульты, разнообразные часы и даже канцелярские принадлежности. Наото Фукасава работает для многочисленных европейских и крупнейших японских компаний: B&B Italia, Driade, Magis, Artemide, Danese and Boffi, Matsushita Electric Works. В 2006 году вместе с Джаспером Моррисоном, еще одним любителем простых предметов, они устроили культовую выставку Super Normal.

Пуф KoishI, Driade. Крашеное стекловолокно. 4 варианта цвета: серый асфальт, белый

Чайник Cha, Alessi. Черный термостатический пластик, металл

Наото Фукасава — обладатель бессчетного количества премий, в том числе американской IDEA Gold Award, немецкой if Gold Award, британской D&AD Gold Award. Преподает в двух японских университетах. А в 2012 году стал директором первого в Японии музея дизайна 21_21 Design Sight.

Кровать колл. Papilio, B&B Italia. Стальные профили, обивка — кожа или ткань