Если два дизайнера при встрече вынимают одинаковые визитницы, почти наверняка это будет модель от Наото Фукасавы. Все, кто любит японскую сеть MUJI, отлично знают его стиль. А настоящие поклонники спустя годы с удовольствием вспоминают бесподобный СD-проигрыватель в форме винтажного вентилятора
Наото Фукасава подарил современному дизайну культуру супераскетичного быта. Вещам следует быть простыми. Они не должны пугать людей чрезмерной сложностью — плохо, если стул или диван оскорбляют вас путаностью функций или заносчивой формой. Неслучайно Фукасава все время размышляет о том, как "убрать себя" из проекта. В своей книге "Контур дизайна" (Outline of Design) он напоминает, что предмет в любом случае несет отпечаток рефлексии дизайнера, ведь он принимает решения и делает выбор. Всякое же дополнительное выражение индивидуальности автора излишне, ведет к манерности и искаженному пониманию того, что хорошо и что плохо в дизайне.
Именно Наото Фукасаве удалось внедрить в головы маркетологов и продюсеров методику "тактильного брендирования" (haptic branding) — смысл этого подхода в том, что визуальное восприятие предмета — лишь часть нашей перцепции. Пользуясь предметом изо дня в день, мы привыкаем к его форме, весу, фактуре, наши пальцы помнят изгибы пультов и мышек, кофейников и чашек, мы не только видим, но и щупаем бренды, и это необходимо учитывать, создавая новые коллекции и продвигая их на рынке. Ключевым для его проектирования сам Фукасава считает принцип without thought. Научиться проектировать "без мысли" — значит больше наблюдать бессознательные реакции людей, чем слушать их заявления. Именно этому он учит дизайнеров, путешествуя по всему миру с авторскими мастер-классами.
Наото Фукасаве удалось внедрить в головы маркетологов и продюсеров методику "тактильного брендирования" — пользуясь предметом изо дня в день, мы привыкаем к его форме, весу, фактуре, наши пальцы помнят изгибы пультов и мышек, кофейников и чашек, мы щупаем бренды, и это необходимо учитывать, создавая новые коллекции
Cегодня Фукасаве 58 лет. Он оказал сильнейшее влияние на компании, которые считаются голубыми фишками на рынке техники. Его лобовой конкурент — суперзвезда Джонатан Айв, официальный разработчик стиля Apple и вице-президент промышленного отдела культового предприятия. На стиль Фукасавы смотрят передовые американские производители техники. Intel, Hewlett-Packard (HPQ) и, конечно, Apple. И многие разработчики конкретных моделей компьютеров, фотоаппаратов, принтеров признаются, что именно дизайн японца вдохновлял их на творчество.
Наото Фукасава родился в 1956 году в префектуре Яманаси на острове Хонсю. Изучал искусство и 3D-дизайн в токийском университете Tama Art. Работал дизайнером в компании Seiko-Epson до 1988 года и в Сан-Франциско в компании ID-two с 1989-го по 1996-й. Вернувшись в 1996 году в Японию, возглавил токийский офис фирмы IDEO. С 2001-го стал консультантом компании MUJI и сконцентрировался на предметах для дома и электронных приборах. В 2003-м открыл собственное бюро Naoto Fukasawa Design. Основал бренд plusminuszero (±0), под которым до сих пор выпускает предметы домашнего обихода: чайники, фены, посуду, тостеры, вентиляторы, обогреватели, пульты, разнообразные часы и даже канцелярские принадлежности. Наото Фукасава работает для многочисленных европейских и крупнейших японских компаний: B&B Italia, Driade, Magis, Artemide, Danese and Boffi, Matsushita Electric Works. В 2006 году вместе с Джаспером Моррисоном, еще одним любителем простых предметов, они устроили культовую выставку Super Normal.
Наото Фукасава — обладатель бессчетного количества премий, в том числе американской IDEA Gold Award, немецкой if Gold Award, британской D&AD Gold Award. Преподает в двух японских университетах. А в 2012 году стал директором первого в Японии музея дизайна 21_21 Design Sight.