Рынок редчайшего искусства
За два дня до трагических событий в Париже в Пале-Броньяр открыл двери последний салон старой европейской живописи Paris Tableau — 2015. Вместо положенных четырех дней праздник искусства шел только два, о них вам и расскажем в материале, подготовленном изданием «Интерьер + дизайн»
В пятый раз в Париже собрались гранды рынка старого искусства, европейские галереи, торгующие полотнами, созданными в течение семи веков, начиная с позднего Средневековья и заканчивая 1900 годом. Разброс цен — от 100 тысяч до 3 млн евро. В этом году временные рамки искусства, допущенного в залы Пале-Броньяр, расширились. Живопись XIX века — работы Гюстава Курбе («Волна», 900 тысяч евро) и Камиля Коро, Поля Сезанна (Art Cuèllar Nathan Kunsthandel) и Анри Фантен-Латура (Jean-François Heim) — дебютировала на Paris Tableau неслучайно. Почти все международные ярмарки рано или поздно начинают движение к искусству XIX века. За годы существования ноябрьский салон завоевал популярность, обрел особую, необыкновенно теплую атмосферу и преданных поклонников. В этом году было объявлено, что знаменитая парижская Биеннале антикваров, до сего момента главная площадка торговли старым искусством, меняет формат. Как шутили французы, из «биеннале» она превращается в «аннуале», то есть будет проводиться каждый год. Конкуренция салонов в Париже усилится, поэтому принято решение, что Paris Tableau, несмотря на свой формат, смысл, блеск и привлекательность, все-таки сольется с бывшей биеннале.
Двадцать три галереи из Лондона, Парижа, Рима, Амстердама старались максимально эффектно представить круг своих интересов. Эксперты посетовали на отсутствие трех важных игроков рынка: галерей Eric Coatalem, Bob Haboldt и Giovanni Sarti, — зато приветствовали появление новых участников — галереи из Италии представили публике отличный арсенал шедевров.
К чему было приковано внимание коллекционеров? Во-первых, лейтмотивом Paris Tableau — 2015 стала сугубо французская тема — «Искусство жить». Особый гид Art & Wine собрал со всех стендов все работы с изображением Бахуса, Диониса, вакханалий, натюрмортов с вином, жанровых сцен с возлияниями и прочими формами жизнелюбия.
Во-вторых, бесспорным фаворитом салона явился итальянский мастер XVII века Антонио Джарола (1597—1674). Современник Гвидо Рени, он написал цикл «Пять органов чувств» — пять больших портретов величественных старцев: один написан с кружкой в руке — олицетворяет вкус, другой, c курильницей, — обоняние, третий, перевязывающий свою руку, — осязание, четвертый, с рогом, — слух, и, наконец, пятый, читающий, — зрение. Пять образов не повторяют иконографический канон, а изобретательно и живо сочинены художником и написаны в свободной манере.
Третье очевидное завоевание Paris Tableau — 2015 — обилие нетривиальной итальянской живописи. Необыкновенно эффектно выглядела экспозиция галереи Carlo Virgilio. Повешенные широко, с большими паузами, три полотна Винченцо Камуччини — гигантские подготовительные анатомические штудии к картине «Обращение Савла» для церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме. Благодаря большому размеру фрагментарности выглядели невероятно драматично. Как всегда, коллекционеры и музейщики были тронуты великолепным предложением старой римской галереи Cesare Lampronti, активные переговоры шли вокруг видов Венеции кисти Беллотто и Каналетто. Портрет актера Тиберио Фиорелли в роли Скарамуша кисти караваджиста Пьетро Паолини лионская галерея Michel Descours предлагала за 1,2 млн евро.
Конечно, одним из притягательнейших свойств старой живописи остаются сложные сюжеты и детективно запутанные программы, барочные курьезы и всякого рода символические ребусы. Таких работ было достаточно. Например, Weiss Gallery, которая славится первоклассной коллекцией европейских портретов и уникальным на сегодняшний день собранием работ мастера Пурбуса Младшего, привезла немецкое полотно The World Turned Upside Down. В перевернутом мире овца с огромными ножницами стрижет крестьянку, телега везет волов, бык разделывает тушу привязанного мясника, король пешком следует за своим егерем, едущим на коне. Еще одним хитом-курьезом салона стала «Антуанетта», портрет молодой дамы с лицом, густо заросшим шерстью. Эту работу, написанную неизвестным мастером в 1610 году, представляла римская галерея Carlo Virgilio.
С особой тщательностью готовился симпозиум «Формируя вкус к барочной живописи в Америке». Курировал научные доклады и приглашал спикеров Кит Кристиансен, глава отдела западноевропейской живописи нью-йоркского музея Метрополитен. Барочную живопись в США начали понимать и собирать в начале ХХ века.
Организаторы Paris Tableau всегда стараются что-то придумать, чтобы продажа шедевров истории искусства стала событием не только культурным, но и модным. Особым гостем-куратором Paris Tableau выступил Бруно Фризони, арт-директор обувного бренда Roger Vivier: коллекционер, эрудит и знаток старинной живописи показывал гостям сокровища европейского искусства в окружении туфельных колодок.
Несмотря ни на что Франция умеет любить жизнь, ценит традиции и остается несокрушимым столпом европейской культуры.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7