Обзор недели: выставка Sensing Spaces в Лондоне

Острота ощущений

"Пора перестать смотреть архитектуру. Ее надо осязать, слушать, нюхать и переживать пространственно"

Примерно так рассуждали кураторы невероятно популярной выставки Sensing Spaces, открытой в конце февраля в Галерее Королевской академии художеств в Лондоне.

В основе выставки диалог трех факторов — физической природы пространства, нашего восприятия и способности пространств провоцировать наши реакции. Вообще, эта музейная институция славится архитектурными выставками-блокбастерами. Отличную прессу получило показанное в RA (Royal Academy) осенью монографическое шоу, посвященное британскому архитектору-суперзвезде Ричарду Роджерсу (Richard Rodgers RA: Inside Out).

Инсталляция арх. Маурицио Пецо и София фон Эльрихсхаузен (Pezo von Ellrichshausen)

Профессионалы и широкая публика помнят выставку, которая стала настоящей одой и уникальным академическим исследованием бумажной архитектуры, — Paper City: Urban Utopias  или выставку норвежского архитектурного бюро Snohetta. В общем, какую бы архитектуру ни показывали в RCA, делают это с драйвом, материал аранжируют эффектно, информацию выстраивают и подают неожиданно.

Тут никто не зевает, рассматривая слепые чертежи, неудачные макеты или случайные фотографии. Однако на этот раз кураторы совсем вышли за пределы академического жанра, затеяли групповой эксперимент, рискнули и, надо сказать, добились превосходного результата. Кейт Гудвин пригласила семь архитекторов со всего мира, предложила им придумать какую-то пространственную метаморфозу и таким образом поговорить со зрителем о том, чем сильна современная архитектура.

Автор самой интерактивной инсталляции — Фрэнсис Кере Диебедо (Kéré Architecture). Цветные трубочки в полиуретановый тоннель втыкают посетители выставки

В проекте приняли участие ирландское бюро Grafton Architects, Diebedo Francis Kere с филиалами в Буркина-Фасо и Германии, японец Кенго Кума, китаец Ли Ксаодун, чилиец Маурицио Пецо и София фон Эльрихсхаузен, а также два прославленных португальца — лауреат престижной архитектурной премии Притцкера Алвару Сиза и Эдуардо Соуто де Моура. Всем им предстояло что-то соорудить в неоклассицистических залах Галереи Королевской академии художеств и подарить посетителям неповторимый пространственный опыт.

Архитекторы выступили с идеей-эскизом, которая была доработана и доведена до полной ясности и пластической завершенности применительно к конкретным залам Академии. Все участники так или иначе предложили чувственную трактовку пространства. Инсталляции высвечивают разные аспекты архитектуры: ритмические повторы, перепады света и тени, легкость конструкции или ее невыносимую тяжесть; особая тема — страх от нависающей плотной формы, резкие контрасты статики и динамики.

Зал, в котором бамбуковая паутина Кенго Кумы занимает центр пространства. В соседнем зале та же паутина окружает пустоту

Для Кенго Кумы, например, базовым в восприятии архитектурного пространства является пустота. В густонаселенной Японии, застроенной крошечными домами или многоэтажными муравейниками, напичканными маленькими квартирками, у людей традиционно обострено ощущение пустого пространства, которое они называют «ма». Пустота позволяет распространяться звуку, запахам; пустота, по словам Кенго Кумы, – высшая ценность и красота японской архитектуры.

Японец придумал ажурные легчайшие конструкции–паутины из бамбука со встроенными светодиодами. В одном зале они образовали центральную инсталляцию и требовали обхода, в другом — наоборот, плотной паутиной окружили пустое пространство внутри. В обоих залах распространялись два разных запаха.

Бамбуковая паутина – предложение архитектора Кенго Кумы (Kengo Kuma & Associates)

Шесть архитекторов расположили свои инсталляции внутри Академии, и только Алвару Сиза использовал парадный двор перед центральным фасадом. Архитекторы варьировали темы, уже однажды использованные в их постройках, и абсолютно новые. Диебедо Кере соорудил тоннель из белого полиуретана, в который посетители должны втыкать разноцветные питьевые трубочки-соломки. А китаец Ли Ксаодун сделал плотный лабиринт со стенами, выложенными из стонких стволов деревьев. Именно так решены просвечивающиеся стены его библиотеки Liyuan, благодаря которой он прославился на весь мир. Лабиринт выстроен в темном зале, белый пол слегка подсвечен, и вам кажется, что вы блуждаете ночью в зимнем лесу.

Инсталляция в форме лабиринта, арх. Ли Ксаодун (Li Xiaodong Atelier)

Выставка начинается с грандиозной трехколонной конструкции Маурицио Пецо и Софии фон Эльрихсхаузен. В каждой колонне — винтовая лестница, которая ведет на смотровую площадку. На ней вы оказываетесь лицом к лицу с позолоченными путти, которыми декорированы залы Академии художеств, и впервые в жизни можете рассмотреть их вблизи, получив новый опыт восприятия архитектуры самого здания.

Полноту замысла вся выставка приобретает, когда появляются посетители: пятилетние дети, подростки, инвалиды, историки архитектуры, сотрудники гламурных мэйфейрских галерей, пенсионеры, туристы, откисающие после тяжелых будней финансисты. Посетители переживают архитектурную форму и пробуют на вкус непохожие пространства. Каждый образ неповторим, каждая инсталляция — уникальный физиологический эксперимент.

Инсталляция арх. Маурицио Пецо и София фон Эльрихсхаузен (Pezo von Ellrichshausen)

В последнем зале идет фильм, в котором все участники проекта размышляют об эмоциональных переживаниях, которые дарит архитектура. И, выслушав комментарии авторов, многие посетители идут "чувствовать" по второму кругу. Выставка хороша сама по себе, но ценность ее и в универсальном принципе, позволяющем объединять в одном проекте настоящих звезд мировой архитектуры и, не концентрируясь на их личных достижениях, вовлекать в общий пластический диалог.

Два “отъезжающих” портала в двух залах – инсталляция Эдуардо Соуто де Моура