Парад рисовальщиков: обзор парижского Салона рисунка

Изобразительное искусство

Парижский Салон рисунка — уникальная площадка, на которой пересекаются шедевры, техники, эмоции, финансы и личные вкусы

Рисунок понимают настоящие знатоки и эстеты. Эксперты и опытные галеристы признают, что листы ручной графики собирают люди искушенные, глубоко погруженные в тему, со сформировавшимися предпочтениями и солидным опытом. Цены на произведения рисовальщиков не так головокружительны: как правило, живописная работа мастера оценивается на 30–50 процентов дороже, чем его же графический лист, так что коллекционирование графики — чаще результат неугасающей страсти, чем повод для рационального инвестирования. Техника ручной графики позволяет схватить мимолетную эмоцию, неожиданный жест, позу, состояние. В рисунке ценятся твердая рука, способность минимальными средствами передать характеристику персонажа или соль ситуации, а также композиционное мастерство. Недаром немецкий художник Макс Либерман говорил, что "искусство рисунка — искусство опускать".

В западной традиции принято понятие "работы на бумаге", таким образом, в круг интересов коллекционеров попадают не только карандашный рисунок, тушь, сангина, уголь, но и все варианты гуаши, пастели, акварели. В 1991 году девять галеристов организовали парижский Салон рисунка. Чтобы жизнь ярмарки была успешной, стремились к тому, чтобы все представленное на стендах являло собой "баланс проверенной классики и новизны", то есть эффектный, коммерчески привлекательный микс хрестоматийного с нескучным.

Действительно, сегодня в здании Парижской биржи (Пале-Броньяр) почти 40 дилеров продают листы на любой вкус, датированные от XV до XXI веков. В большинстве своем участники 23-й сессии Салона рисунка — французские галереи, но есть ряд сильных игроков из Бельгии, США, Германии, Швейцарии, Англии. В течение нескольких лет формировался образ и стиль салона. Конечно, par excellence — это праздник для эрудитов, интеллектуалов и узкого круга посвященных.

Однако к событию постепенно присоединились другие мероприятия, интересные как любителям и коллекционерам авторской графики, так и более широкой публике. Благодаря желанию организаторов аранжировать продажу рисунка как общегородское культурное событие сложилась полноценная Неделя рисунка с богатой программой. Регулярно проводятся "Международные встречи" (Rencontres Internationales) — выступления специалистов в области рисунка, а также ежегодный конкурс на премию Фонда Даниэля и Флоранс Герлен (главный приз в этом году получил тридцатилетний польский график Томаш Ковальский). Возникла идея приглашать к участию музеи с небольшими выставками из фондов графики.

Ж.-Б. Грез. Портрет маленькой девочки, красный мел. 1765. Galerie Didier Aaron

В этом году к Неделе рисунка присоединились 23 музея, и все они постарались приготовить нечто неординарное, увлекательное и "по теме". В Лувре показывали эскизы росписей плафонов парижских особняков XVII века. Музей Родена приглашал на архитектурные рисунки знаменитого скульптора, сделанные во время его многочисленных путешествий, а в залах Национальной Французской библиотеки устроили роскошную выставку архитектурного рисунка из отдела гравюр и фотографий этой крупной национальной институции.

Среди фаворитов оказались гастроли нидерландского рисунка XV—XVI веков из коллекции роттердамского Музея Бойманса — ван Бейнингена в залах Фонда Кустодиа. Основатель ярмарки, именитый парижский галерист Эрве Аарон называет Неделю рисунка "локомотивом, тянущим множество мероприятий, которые имеют хороший резонанс среди коллекционеров и музейных хранителей рисунка по всему миру". Сам г-н Аарон был президентом салона в течение шестнадцати лет, но в прошлом ноябре его на этом посту сменил Луи де Бейзер. Московский галерист Юрий Петухов отмечает возрастающую популярность парижского Салона рисунка среди российских коллекционеров и дилеров. "Последние семь лет все чаще на салоне встречаются российские покупатели. И мероприятие стоит специального путешествия. Галеристы задолго начинают готовиться к салону. Для него подбираются и откладываются самые интересные работы. Даже те дилеры, которые не принимают непосредственного участия, имеют возможность прикоснуться к этому событию, примкнув к параллельной программе салона. В различных кварталах Парижа, где в основном сосредоточены антикварные галереи, за неделю-другую специально открываются многочисленные графические экспозиции, приуроченные к этому событию. У меня было желание самому принять участие в салоне, но даже многолетние связи со многими парижскими галеристами, коллекционерами и арт-дилерами не являются "входным билетом" на данное мероприятие. И это при том, что стандартный стенд на ярмарке стоил около 40000 евро".

Поль Синьяк. "Лодки в Конкарно", акварель, карандаш, бумага. 1932 год. Galerie de la Présidence. 54 тыс. евро

Темой "Международных встреч" стал архитектурный рисунок на всех стадиях. Мероприятие вышло не формальным, а живым, информативным и достойным внимания. В течение двух дней историки искусства делились результатами своих изысканий с заинтересованной публикой. Большой успех имели доклад хранителя Лувра Гийома Фонкенелля, посвященный рисункам с изображениями колоннады знаменитого дворца, а также выступление итальянской исследовательницы Клаудии Конфорти, которая рассказала об особенностях архитектурных эскизов Ренцо Пьяно. На стенде галереи Paul Prouté, основанной более 135 лет назад, — большое разнообразие архитектурного рисунка. Галеристки Сильви и Анни, внучки основателя Виктора Пруте, предлагали лист знаменитого итальянского архитектора, рисовальщика, декоратора Джузеппе Бибиены "Проект декорации с аркадой", а также прекрасную работу французского архитектора, художника и декоратора, одного из создателей стиля ампир Шарля Персье "Проект декорации с камином".

Баччо делла Порта, Фра Бартоломео (1472—1517). "Монах в капюшоне", карандаш, следы сангины. Продан за 1 млн евро

Тематически рисунки, представленные на салоне, исключительно разнообразны. Здесь были портреты, обнаженная натура всех мастей, натурные наброски, пейзажи, городские виды, натюрморты. Нью-йоркская галерея Pandora Old Masters продавала работу итальянского маньериста Перино дель Вага Homme et Anges avec une Bandel (перо, коричневые чернила) за 80 тыс. евро. Galerie Zlotowski, которая славится большой коллекцией модернистов, художников ХХ века, традиционно привезла несколько работ Ле Корбюзье — Nature Morte Purist 1925 г. (80 тыс. евро) и Deux Femmes nues au fauteuils 1932 г. (40 тыс. евро).

Перино дель Вага (1501—1547). Двусторонний лист с подготовительными рисунками. "Весталка и ангелы". На обороте — "Мужская фигура и ангелы". Черная и коричневая тушь на бумаге. Pandora Old Masters

В экспозиции стенда эффектно выглядела работа Сони Делоне 1952 г. Composition pour Jazz. Вы тяготеете к хорошо знакомым, проверенным временем именам? Пожалуйста, Galerie de la Présidence продавала два листа Поля Синьяка за 48 тыс. и 54 тыс. соответственно, а также "Лицо в профиль" Анри Матисса за 115 тыс. Этой весной любящий историю искусства Париж был увлечен галантным XVIII веком: в Музее Жакмар-Андре проходила выставка "От Ватто до Фрагонара", поэтому дополнительное внимание рисункам мастеров эпохи. Так, например, рисунок Франсуа Буше был выставлен по цене 150 тыс. евро (швейцарское предприятие, Galerie Arturo Cuellar). А галерея Didier Aaron & Cie украсила свою экспозицию рисунком Ж.-О. Фрагонара Сephalus and Procris 1755 года, который в итоге был благополучно продан в частную коллекцию. Многие посетители стенда Эрве Аарона интересовались портретом Ж.-Б. Греза (190 тыс. евро). Та же Galerie Arturo Cuellar предлагала листы неподражаемого венецианца XVIII века Дж. Б. Тьеполо — "Святое семейство" (145 тыс. евро) и "Голова, повернутая влево" (165 тыс. евро).

Пауль Клее. "Певица". Лилли Леман в роли Фьордилиджи, 1923 г. David Tunick, Inc. Продан за 3,9 млн. евро

Несмотря на то что Салон рисунка стремится удерживать специализацию и очень осторожно принимает галереи, работающие с ныне живущими художниками, для любителей современного искусства Galerie de la France приготовила графику Люка Тейманса, Алины Сапожниковой, Ребекки Хорн. Салон украшали несколько галерей, предложения которых не ограничены ни периодом, ни национальной школой. Например, на стенде Le Clair Kunst коллекционеры приценивались к листам Сальватора Розы, Клода Жилло, Юбера Робера. А для тех, кто погружен в перипетии искусства конца XIX — начала ХХ веков, — рисунки Пьера Боннара, Эдгара Дега. Особым вниманием публики пользовались карандашный портрет работы Бальтюса (130 тыс. евро) и акварель 1904—1905 гг. Андре Дерена "Мост в Шату", выставленная за 260 тыс. евро. Galerie AB привезла графику художников начала ХХ века и мастеров парижской школы.

Томаш Ковальски, лауреат премии Фонда современного искусства Даниэля и Флоранс Герлен. Без названия, смешанная техника, бумага, 2012 г. Galerie Carlier Gebauer

Среди фаворитов фигурировали Огюст Роден, Аристид Майоль, Альбер Марке, Фуджита, не остался незамеченным прекрасный "Пейзажный этюд" Николя де Сталя 1953 года. В списке топовых продаж Салона рисунка оказался "Монах в капюшоне" работы Фра Бартоломео из знаменитого флорентийского монастыря Сан-Марко. Лондонская галерея Jean-Luc Baroni продала его более чем за 1 млн евро. Абсолютным чемпионом стал рисунок "Певица" Пауля Клее (David Tunick, Inc). За него было заплачено 3,9 млн евро.