Наши коллеги — эксперты из журнала "Интерьер + Дизайн" — рассуждают, как современное искусство и дизайн пытаются завоевать территории друг друга
Современное искусство и дизайн давно вступили в негласную конкуренцию. Борьба идет за внимание публики, за счета коллекционеров, за статус и интеллектуальный престиж. Авторские предметы, оригинальные и экстравагантные, выпущенные ограниченным тиражом, завоевывают все новые территории, которые раньше принадлежали только искусству.
Дизайнеры претендуют на персональные музейные выставки, а цены аукционных продаж на диваны и шкафы подтягиваются к стоимости видеоарта и cиликоновых скульптур. В этом году в рамках ярмарки Design Miami, престижного смотра галерей мирового уровня, впервые по аналогии с Art Unlimited была организована площадка Design at Large — место демонстрации дизайнерских инсталляций и крупногабаритных опусов. Галеристка Габриэль Амманн считает это начинание очень удачным и особо отметила текстильный проект Шейлы Хикс.
Сегодня искусство умеет быть массовым и интерактивным, дизайн же шаг за шагом отвоевывает зоны сложной рефлексии. Современные проектировщики перенимают у художников сюжеты, образы, методы и стратегии. Многие эстетические и этические задачи имеют "двойную трактовку", то есть оказываются разработанными представителями обоих лагерей. Творцов волнуют постиндустриальный труд, инфантильность поколения kidalts, весь спектр экологических тем в диапазоне от эстетизированной нищеты до буржуазной экономии, убранство стола, "новое варварство" и вандальный шик. Всех интересуют устойчивое развитие, социальная ответственность, не говоря о тенденции Science+, в которую вовлечены последние разработки NASA и достижения молекулярной физики. Конечно, дизайн больше реагирует на эстетические тренды — форму, цвет и мотив. От конкуренции выигрываем мы: современный дизайн не только дарит эстетическое удовольствие, но и трансформирует наши взгляды.
*Верхнее фото: полка Bad Brick Work N 1, диз. Р. Вудс. Galerie Vivid