Руководитель собственного Дизайн-лектория, критик и историк дизайна Ольга Косырева взялась за еще один проект — колонку о современном дизайне на Buro 24/7. Кандидат филологических наук, в прошлом редактор таких журналов, как AD, Vogue, Interni, Objekt©Russia, Ольга Косырева писала статьи о дизайне для журналов Tatler, Robb Report, Elle Deluxe, "Афиша" и многих других. Сейчас ее обзоры можно найти в Forbes, InStyle, AD и "Интерьер+Дизайн". Теперь и на Buro 24/7 каждую среду Ольга будет рассказывать о новинках, тенденциях, громких именах, выставках и важных событиях в мире современного дизайна.
Вторая колонка Ольги Косыревой на Buro 24/7 посвящена современному дизайну на Ближнем Востоке.
Традиционно местами силы дизайнерская общественность считает Милан, Лондон, Париж, скандинавские столицы. В последнее десятилетие, по мере того, как становятся все более популярными так называемый дизайн-арт (создание произведений на границе между дизайном и современным искусством) и приравненная к антиквариату дизайнерская классика ХХ столетия, в этот список добавились Майами и Базель. Туда дважды в год, в декабре и июне, приезжают со своими сокровищами специализированные галереи и коллекционеры, а также любопытная публика, достаточно избалованная и обеспеченная, чтобы покупать вместо недорогих дизайнерских стульев массового производства винтажные вещи или нетиражные работы современных авторов. И вот в прошлом году в этот ряд попыталась встроиться первая за пределами западного мира выставка-ярмарка современного коллекционного и авторского дизайна Design Days Dubai. Первый раз она состоялась в марте 2012 года и теперь будет проходить ежегодно (в этом году — с 18 по 21 марта).
Диван Flower Power, идея и производство — Bokja Design (Ливан)
Шоу-рум Bokja Design в Бейруте (Ливан)
Серия керамики Cactus Leaves, автор Кароль Шеброн для галереи Art Factum (Бейрут, Ливан)
Винтажный автомобиль, декорированный мастерами из Bokja Design (Ливан)
Дубай, безусловно, очень подходящее место для такого события, как выставка-ярмарка современного дизайна: около 30% населения Эмиратов — экспаты, и культура соответствующая. Плюс для самих "новых арабов", активно путешествующих по миру и впитывающих западную культуру иногда с истовостью новообращенного, дизайн — это что-то одновременно очень новое и очень желанное. Немаловажно и то, что во времена, когда мир с переменным успехом пытается выкарабкаться из ямы финансовой рецессии, в Эмиратах цены на потребительские товары по-прежнему высоки, а покупатели платежеспособны.
В павильонах первой выставки Design Days Dubai в марте 2012 года
Большинство экспонентов прошлогодней Design Days Dubai приехало из традиционных для дизайнерской культуры стран: Италии, Франции, Великобритании, США и др. Однако из участников Design Days Dubai были объективно даже более интересны те, о существовании которых в Европе и Америке до сих пор ничего не знали. Дизайн из ОАЭ, Ливана, Катара, Кувейта — это почти как жизнь на Марсе. Хотя истории и практике современного дизайна в этих странах уже как минимум полвека: еще в 1950-е годы французский дизайнер Жан Ройер проектировал отнюдь не традиционные столы и диваны для дворцов шаха Ирана, египетского короля Фарука, короля Иордании Хуссейна, королевской семьи Саудовской Аравии и других высокопоставленных семей в Египте, Иране, Ираке и Ливане. Эти светильники и мебель активно циркулируют в кругах антикваров и коллекционеров в этом регионе.
Стол с витыми ножками Watson, дизайнер Пол Лоебах для Carwan Gallery (Ливан)
Полукресло Throne, дизайн студии Autoban (Турция)
Зеркало Champagne, дизайнер Юбер де Галл для галереи wentytwentyone (Бейрут, Ливан)
Лежанка — объект Living Space III, дизайнер Карен Чекерджан для Carwan Gallery (Ливан)
Но и современный дизайн на Ближнем Востоке приживается и захватывает умы. Повсеместно в университетах работают факультеты дизайна, куда приглашают преподавать западных специалистов. Издаются интересные журналы. Открываются галереи и магазины. Проходят недели дизайна — в Стамбуле, например. Построен первый музей дизайна в регионе — недалеко от Тель-Авива. И главное, появляются местные дизайнеры и дизайнерские компании. В Турции это, например, Сейхан Оздемир и Сефер Чаглар из дизайн-бюро Autoban, прекрасно известные во всем мире. В Ливане — Хода Барури и Мария Хибри из маленькой компании Bokja Design, дающей новую жизнь старой мебели и старому текстилю (очень прогрессивно, по меркам западного мира). В Эмиратах — Халид Шафар, сделавший первые свои вещи из егаалей, мягких обручей, поддерживающих арабские мужские головные платки. Конечно, речь не идет о массовом высокотехнологичном производстве, но особенность местного дизайна такова, что в нем ищется симбиоз лаконичной модернистской эстетики и традиционных местных материалов и технологий.
На стенде ливанской галереи Carwan на выставке Design Days Dubai были представлены лампа и ширма из традиционных обручей для поддержания головного платка, дизайнер Халид Шафар
Ищется — и находится. Ближний Восток, представляющийся нам регионом с довольно традиционалистской культурой, оказывается весьма открытым для новых идей и стилей. Более того, его благополучные страны стремятся конвертировать полученные из нефтяных скважин деньги в новые ценности для своего народа, вкладываются в развитие, в будущее. России в этом отношении даже до Дубая еще очень далеко, хотя по уровню потребления многие россияне могут сравниться с арабскими шейхами.
Дизайнер из Арабских Эмиратов Халид Шафар
Ссылки по теме
— Тенденции в современном дизайне: стиль 1950-х
Другие истории
Подборка Buro 24/7