Miss Sixty привлекательна как никогда: ярмарка BRAFA отмечает 60-летие

Брюссельская ярмарка произведений искусства и антиквариата

Брюссельская ярмарка произведений искусства и антиквариата BRAFA, старейшая в Европе, отмечает шестидесятилетие. Галеристы-участники празднуют юбилей и удивляют гостей эффектными раритетами

Брюссельская BRAFA любима коллекционерами и галеристами. Из года в год идет в гору, усиливает реноме и привлекает все больше посетителей. На стендах предложение для углубленных коллекционеров соседствует с произведениями, которые, ни к чему не обязывая, украсят богатый дом. Главный козырь организаторов — в умении удерживать баланс. Например, произведений представлено очень много, тут есть чем удовлетворить любую потребность: в древности, классике, экзотике и модернизме. Но количество экспонентов рассчитано верно: при всем изобилии и разнообразии представленного на стендах искусства ярмарка обозрима: 126 галерей-участниц (40 % бельгийцев, 60 % иностранцев), территория, которую посетители без труда осваивают за один полноценный визит. Наконец, тут выдержан баланс цен. Директор BRAFA Беатрикс Бурдон подчеркивает, что по-прежнему, несмотря на растущую популярность праздника, на стендах есть предложение для "пети коллексьонер" от 1000 евро и богатый ряд работ-инвестиций стоимостью в несколько миллионов. Например, "Зимний пейзаж" Малевича 1929 года за 7 млн евро, представленный галереей Kunstberatåung Zurich AG, оказался одной из самых дорогих работ на ярмарке. Мастерство организаторов в том, что ни у кого не возникает ощущения, что по соседству стоят аристократы и лавочники, — напротив, все  собраны в грандиозный и впечатляющий ансамбль. Строгий экспертный совет, который, как это принято на всех престижных ярмарках искусства, перед открытием обходит галереи и иногда просит поменять атрибуцию или же в редких случаях — убрать из экспозиции произведения, вызывающие вопросы. Школы, направления и эпохи перемешаны, у ярмарки нет разделов, то есть бок о бок стоят средневековая Мадонна и портреты Кеса ван Донгена. Подряд выстроились Phoenix Ancient Art c этрусскими шлемами и мраморными римскими торсами, блистательный бельгийский антиквар, продавец старинного серебра, знаток русских вещей и русской истории Бернар Де Лей, за ним — продавцы бельгийской живописи конца XIX века семья Берко, потом океанические и африканские идолы на стенде Galerie Jasques Germain, галерея N. Vrouyr (участвующая в 59-й раз в ярмарке) представила тибетские ковры  и, наконец, старинные ювелирные украшения периода ар-нуво и ар-деко Epoque Fine Jewels. Такой калейдоскоп — эффективный маркетинговый ход BRAFA, который дает результаты.

Эклектичная ярмарка привлекает мастеров эклектики. Таинственный и очень предприимчивый Аксель Верворд, выдающийся бельгийский антиквар и декоратор, снова приготовил клиентам свой фирменный микс древности и новизны: в темноте его стенда египетский памятник птолемеевского периода — капитель с четырьмя ликами богини Хатор — глядит на занавес-карту из кусочков алюминия современного нигерийского художника Эля Анацуи. Декораторы во время вернисажа приценивались к дизайнерскому столику 1950-х годов, детищу миланской архитектурной группы BBPR, — эффектная рама и модное сочетание материалов: дерево груши, железо и бронза. Аксель Верворд традиционно выступил смелым эрудитом и законодателем моды. Парижская Galerie Chenel выработала свой рецепт микстуры, тут смешивают классический коктейль: античные памятники, в основном мраморные римские оригиналы и римские копии греческих шедевров, продают с монохромной авторской фотографией, изображающей те же древности.

Древнерусские иконы уже не первый год привозит мюнхенская Brenske Gallery. Владелец галереи, признанный эксперт Стефан Бренске, весьма осторожен в формировании ассортимента. Период XVI — начала XIX века он считает самым правильным для торговли: "Более ранние произведения чреваты подделками, более того — я атрибутирую икону Строгановской школе, только если уверен в этом на сто процентов. Поэтому делаю это редко". Среди наиболее редких и дорогих на стенде — "Св. Василий Блаженный" XVI века по цене 60 тыс. евро, складень с Казанской иконой Божьей Матери и четырьмя святыми XVII века, икона XVI века "Вознесение пророка Илии" и "Усекновение главы Иоанна Предтечи". Все остальные иконы — в диапазоне от 7 000 до 25 000 евро.

Каждый год тщательно готовятся и удивляют своих клиентов парижские букинисты из магазина в Сен-Жермен-де-Пре Librairie Signature. Их находки — автографы Ле Корбюзье,  Люсьена Фрейда, Альберто Джакометти, Николя де Сталя. А также редкие винтажные фотографии Сальвадора Дали или Роберта Раушенберга. Рукописные листы и размытые фотографии знаменитостей не теряются на стенде благодаря экспозиционным хитростям опытных продавцов.

Амбициозные продавцы современного дизайна Жюльен Ломбрай и Лоик Ла Гайар (Сarpenters Workshop Gallery) привезли проверенные вещи с солидным реноме  — кресла-скульптуры Венделла Касла, работу гуру итальянского дизайна Андреа Бранци — стеллаж с березовым поленом Tree 4, фантастическую люстру Стюарта Хейгарта "Жирный еж". В качестве ультрамодной "заманухи" выставлен стул из крашеных шин с волнующим названием Leviathan брюссельского мастера Кендела Гриза.

Cреди наиболее эффектных произведений дизайна четыре явно претендуют на место в хороших коллекциях. Рабочий стол с двусторонним стеллажом 1967 года, проект архитектора Ико Паризи, Future Anterieur, палисандровый шкаф Dominique со вставкой из декоративного стекла и отделанный галюшой внутри,  — работа А. Домена и М. Женевьера 1930 года, Galerie Marcilhac, подписной буфет Эжена Принца  и Жана Дюнана из розового дерева с восемью вставками с выгравированными аистами — предмет 1940 года — и, конечно, брутальный металлический стол с бронзовой столешницей BRM46 Бруно Ромеды, Galerie Jean-Jacques Dutko. Местным бельгийским специалитетом, привлекающим лучших декораторов мира, выступают опусы дизайнера, восьмидесятишестилетнего брюссельца, Адо Шаля, автора столов со столешницами, инкрустированными минералами или металлическими рельефами. Знаменит он тем, что много раз в течение жизни становился автором королевских заказов, например делал свадебный подарок принцессе Диане и принцу Чарльзу и нидерландской королеве Беатрикс. На BRAFA его предметы по цене 30—60 тысяч евро представляла галерея Pierre Maсhauх.

В чем секрет привлекательности ярмарки BRAFA для декораторов? Помимо разумного ценообразования и разнообразия, есть еще два резона. Тут опытный взгляд без труда определит объекты-маркеры, полотна и мебель, которые ротируются в капиталоемких интерьерах по обе стороны Атлантики. Вот десять произведений, которые то и дело появляются в дорогих частных домах, пентхаусах и виллах, чьи владельцы вовсе не позиционируют себя как коллекционеры. Японская гравюра Хасигути Гойо, полихромный оп-арт Виктора Вазарели, эротический рисунок Пикассо, трехрожковая лампа Сержа Муя, африканские маски, ваза из чешского стекла работы Франтишека Визнера, живописное полотно Пьера Сулажа, зеркало Лин Вотрин, киргизский ковер начала XX века и шелкография Энди Уорхола. Все это искусство и дизайн из джентльменского набора хорошо обеспеченных людей, которые находятся в ситуации, когда частное обладание интересными произведениями налицо, а коллекции еще нет.

Есть еще один важный резон — громкие имена в маленьком масштабе. Все ярмарки искусства, кроме Art Basel, культивируют "комнатный" размер произведений от мастеров первого ряда. BRAFA продвигается по этому пути очень успешно. Лучший пример — предложение Galеrie Beres, которая выставила две работы известного французского скульптора-монументалиста Бернара Вене высотой по 30 см, крошечный этюд Ренуара "Два яблока" 1880 года, 11 х 11 см, и маленький натюрморт Фантен-Латура "Вишни и зеленый миндаль". Именно поэтому среди декораторов BRAFA незаменима.

Бельгийцы мудро и дальновидно работают над формированием понятия "бельгийский коллекционер", подчеркивая, что тут собирают не так, как во Франции, и не так, как в Штатах, и, разумеется, не так, как в Швейцарии. Президент ярмарки BRAFA Харольд т'Кинт де Родебеке охотно шутит на эту тему. "Мы готовы удивлять неожиданным выбором вещей — это принцип и бельгийских дилеров, и самой ярмарки. Это работает, ведь кто-то из швейцарцев предпочитает лыжам картошку фри". Мягкая налоговая политика, статус столицы Евросоюза и транзитное географическое положение делают Брюссель особым городом для арт-рынка. Символом празднования шестидесятой сессии стала необычная выставка "Бельгийский коллекционер", организованная Фондом короля Бодуэна. Ее цель — продемонстрировать уровень притязаний и разнообразие интересов первых лиц бельгийского рынка. Все собрания — предмет зависти государственных музеев. В экспозиции все, что любят бельгийцы: живопись и рисунки старых мастеров, ренессансное серебро, искусные макеты кораблей, склеенные руками заключенных в XVIII веке, примитивное искусство и  модернисты. Например, Анн-Мари Жийон-Крове собирает сюрреалистов. Она выставила свой собственный портрет, написанный Рене Магриттом в 1956 году. Основатель библиотеки Виттокиана Жан-Мишель Витток — грандиозный букинист, обладатель собрания фолиантов от периода Ренессанса до наших дней и первоклассных авторских книг художников. Среди прочего он выставил обложку работы Эдгара Клаэса к книге, содержащей лишь одно стихотворение Даниила Хармса — "На смерть Малевича". Бельгийские коллекционеры с XIХ века — культуртрегеры, хранители вещей и пропагандисты. Неслучайно особым вниманием Фонда короля Бодуэна пользуются Мириам и Амори де Солаж (французы по происхождению), владельцы  институции Maison Particuliere. Именно они придумали новый тип  выставок — без кураторов. Как правило, супруги объявляют тему следующей выставки, коллекционеры дают работы, которые хотят, а де Солаж еще раз делают отбор и размещают произведения по своему вкусу. Также приглашается один современный художник, работы которого скрепляют экспозицию. Так что коллекционеры Бельгии не только обладают сокровищами, но и задают моду на стратегии среди коллег.

Еще одна инициатива частных фондов заслуживает внимания. В дни работы ярмарки был выставлен на молчаливый аукцион первоклассный портрет бельгийского художника Поля Дельво "Красная штора", 1934. По условиям этого типа аукционов никто не стучит молотком,  потенциальные покупатели опускают свою заявку с ценой в специальную коробку. В конце работы ярмарки коробку вскроют и определится победитель. Вся выручка пойдет на борьбу с раком Ассоциации друзей института Жюля Борде и благотворительной организации Televie. 

По-настоящему интересной выглядела ежедневная лекционная программа Brafa Art Talks. "Брафовские чтения" проводятся уже во второй раз, и видно, что в юбилейный год они приготовлены с душой. Куратор музея дизайна Витра Иоланта Кюглер рассказала о редких авторских светильниках; Ник Хамфри, сотрудник Музея Виктории и Альберта,  представил обновленную экспозицию мебели и декоративно-прикладного искусства; Доминик Дюпюи Лаббе погрузилась в эротические рисунки Пабло Пикассо; а хранитель  парижского Музея на набережной Бранли Элен Юбер напомнила захватывающие подробности формирования африканской коллекции музея. Снова принцип "отборное, но на любой вкус" оправдывает себя: публика с удовольствием посещает мероприятия, в которых  знаточество соединено с популяризаторством в идеальных пропорциях.

Следующая BRAFA пройдет с 23 по 31 января 2016.

Комод. Эжен Принц и Жан Дюнан. Розовое дерево, сикамора, бронза. Галерея Robertaebasta

Люстра "Жирный еж", диз. Стюарт Хейгарт, 2009. Галерея Сarpenter’s Workshop

 

Франсуа Авриль. “Парковка в Нью-Йорке”, холст, акрил. Галерея Petits papiers — Huberty & Breyne

 

Адриен ван Овербеке. “Поклонение волхвов”, холст, масло, 1510/15 г. Галерея Floris van Wanroij Fine Art

Виллем Клас Хеда. “Натюрморт с устрицами, наутилусом, лимоном и другими предметами”, масло, доска, 1662 г. Галерея Jan Muller Antiques

Четырехугольная капитель с изображениями богини Хатор. Известняк, Египет, Птолемеевский период, 332—30 до н. э. Галерея Axel Vervoordt

 

Хасигути Гойо. Женщина после купания 
1920, Galerie Tanakaya

Письменный стол и двусторонний стеллаж, диз. Ико Паризи, лакированное дерево, перспекс, металл, 1967. Futur Anterieur