Мы привлекли профессионалов в области дизайна, чтобы заняться вашим просвещением. Теперь рассказывать о трендах на передовой и предлагать решения для обустройства интерьера читателям Buro 24/7 будут авторы и эксперты международного сервиса Houzz.Ru
Скандинавские интерьеры всегда любили и ругали за одно и то же — белые стены. Одни видели в них чистоту и ловушку для света, другие — стерильность больничной палаты. Похоже, дебатам пришел конец: как сообщает международный ресурс об интерьерах Houzz, скандинавы все чаще отказываются от белых стен в пользу насыщенных оттенков. Как это повлияет на скандинавский стиль в целом и на отечественные интерьеры, которые им вдохновляются?
Белые стены в скандинавских квартирах решали прикладную задачу — увеличить инсоляцию. Белые стены отражают солнечный свет, а интерьер кажется не таким мрачным даже долгой зимой. В Стокгольме, который считается самым солнечным городом в регионе, всего 1800 солнечных часов в году. Для сравнения: ситуация в Москве того хуже (1731 час) и сопоставима с курортными Ессентуками (1825 часов) — это на 30 % меньше, чем, например, в Мадриде.
Однако кипенно-белая отделка наконец утомила даже самих скандинавов: в последние годы ее заменяет другая гамма — от разбеленного желтого до теплых тонов синего. Ведь даже осенью, когда в Швеции очень тускло, из окна можно видеть до семи тысяч оттенков. И дизайнеры решились — перенесли их в интерьер!
Скандинавские интерьеры не всегда были белыми: до всемирной выставки в Стокгольме в 1930 году, на которой представили концепцию функционализма, в отделке стен применяли декоративный подход. Несколько цветов и орнаментов можно было встретить на одной и той же стене, а отделка порой имитировала мрамор или дерево. Монохромные комнаты с однотонными стенами, потолком и полом — по сути, затянувшееся продолжение курса на функционализм. При этом на протяжении XX столетия суровую нордическую стилистику пытались взять штурмом любители психоделики и экодизайна: 1970-е принесли увлечение яркими узорами, 80-е и 90-е — пастельными и естественными оттенками, имитирующими мох, древесину и землю.
Исследователи считают, что смена тенденций предсказуема и циклична. По мнению австралийского консультанта и психолога Леонарда Оберашера, цветовые тенденции возвращаются каждые 10—15 лет: «За нейтральными тонами приходит мода на синие и фиолетовые, следом — хроматические; затем они темнеют, пока в палитре не начинают преобладать коричневые и бежевые оттенки, после чего мы возвращаемся к белому».
На выбор палитры влияет не только цветовая мода, но и социальные факторы. Чем менее безопасным кажется нам окружающий мир, тем активнее повышается интерес к собственному дому, как следствие — дизайн становится важнее и сложнее. «Мы считаем, что определяющим фактором в ближайшие годы будут противоречия», — отмечает Карл Йохан Бертилссон, креативный директор компании NCS Colour Academy. Неспокойная ситуация в мире, урбанизация и стресс провоцируют две полярные тенденции: с одной стороны, традиционно спокойные домашние интерьеры могут стать холоднее и жестче, с другой — попасть под влияние эскапизма с мечтами об экзотических странах или побегом в «деревенскую» эстетику. В Швеции и Дании, например, растет популярность синих и зеленых оттенков: дома и квартиры под влиянием урбанизации становятся все меньше, соседи — все ближе, а мечты о море или зеленом ландшафте за окном — все острее.
Если говорить об экстремальных тенденциях, меняющих скандинавские интерьеры, сложно не отметить черную, темно-серую или синюю отделку как противопоставление устоявшейся моде на белый. С одной стороны, стены цвета антрацит — радикальный прием, с другой — все та же дань консерватизму: темные тона выглядят привычнее, чем яркая и тем более «кислотная» гамма.
Согласно цветовой теории Оберашера, скандинавы (и мы вместе с ними) находятся в середине цикла. Дальше интерьерная палитра будет возвращаться к теплым тонам и снова к белому, но пока и мы, и скандинавские страны полностью во власти темных оттенков. «Всему виной вольфрамовая нить, точнее отказ от нее», — считает дизайнер Дарья Харитонова. В статье «Почему дизайнеры интерьера единодушно объявили серый "новым бежевым"» она объясняет: дело в том, что современные лампочки имеют цветовую температуру, близкую к нейтральной. В результате серые интерьеры выглядят совершенно одинаково что днем, что вечером при искусственном свете. Чего не скажешь о белых или каких-либо иных.
Так что, пока чаша весов не сместилась обратно в сторону белого, стоит экспериментировать — вдруг скандинавский стиль покажется глубже и интереснее в своем нетипичном воплощении.
21.06.16, 17:35
Другие истории
Подборка Buro 24/7