Эксклюзив "И+Д": выставка Марселя Вандерса в Амстердаме

Под два метра

Журнал «И+Д» поздравил маэстро с открытием персональной выставки в музее Стеделейк в Амстердаме

На прошлой неделе в прославленном музее царил невероятный ажиотаж. Почти одновременно закрывалась грандиозная монографическая экспозиция, посвященная Казимиру Малевичу, и открывалось эффектное шоу Marcel Wanders. Pinned Up. 25 Years of Design.

Праздник дизайна готовили невероятно тщательно и задолго. По словам куратора Ингеборг де Рооде, первое обсуждение темы случилось десять лет назад, с тех пор шел процесс кристаллизации, переосмысления и отбора. Все пространство поделено на "светлую" и "темную" зоны. Историю творчества Вандерса — мебель, ювелирные украшения, фотографии авторских интерьеров — сопровождает уникальный саундтрек, сочиненный композитором Якобом Тер Вельдусом, JacobTV специально для такого исключительного случая.

Под два метра, с осанкой, выдающей многолетние занятия йогой, всегда в черном костюме а-ля клоун или конферансье, с бусами Rainbow на шее, Марсель празднует одновременно 25-летие творческой деятельности и собственное пятидесятилетие. Даже люди, далекие от дизайна, знают, что есть голландский кудесник, который придумывает кружевные кресла, мажет синей краской вазы и блюда, делает светящиеся наряды, выкладывает мозаикой гигантские цветы и калейдоскопические узоры.

Бокал, колл. United Crystal Forest, 2010, Baccarat, хрусталь, металл.

Стилистика необарочного наркотического видения оказалась очень успешной в середине 2000-х. Все помнят обнаженных атлетов, а также голых детишек и неодетых стариков, снятых Эрвином Олафом для рекламы компании Moooi. Модернистский дизайн презирал декор, Марсель поставил его во главу угла. "Хватит функции, нужно больше любви. Больше фантазии, снов, воспоминаний и чувств", — говорит дизайнер. Как этого достичь? Лучшее средство — серийное производство, имитирующее ручную работу.

Выпускник Института искусств в Арнеме, он по нескольку семестров учился в знаменитой Эйндховенской Академии дизайна, в Академии прикладных искусств в Маастрихте и в бельгийском Хасселте. Каждый вуз подарил ему особый набор знаний и навыков — в результате такого разнопланового тренинга Марсель оказался подкован как технолог, промдизайнер, инженер и ремесленник. В 1996 году получил мировую известность, выпустив стул Knotted Chair (арамидопластик, сплетенный в технике макраме).

В 2001 году с Каспером Виззерсом основал бренд Moooi (mooi в переводе с голл. значит "красивый", а дополнительное "о" усиливает значение). В течение двадцати пяти лет проектировал также для популярных и прославленных брендов, таких, как B&B Italia, Cappellini, Puma, Bisazza, Flos, Baccarat. Весь его творческий процесс похож на необходимость написать короткое японское хокку, в котором сойдутся воедино текстура, цвет и символ.

Помимо дизайна Марсель профессионально изучал альтернативную терапию: нейролингвистическое программирование и нейроэмоциональную интеграцию. Поэтому, как никто, он умеет "рассказывать истории". За каждым его предметом стоит анекдот. Украшение на шее Tape (колл. Breakfast of a Rabbit) в виде магнитофонной ленты содержит аудиозапись, как кролик хрустит морковкой.

Или его коллекция декоративных вазочек Airborn Snotty Vases. Образцы мокроты у людей с различными заболеваниями были отсканированы, многократно увеличены и согласно полученным формам распечатаны на 3D принтерах — каждая ваза названа точно по диагнозу: "Синусит", "Сенная лихорадка", "Ринит", "Грипп".

Каждый интерьер, наполненный его предметами, обоями, покрытиями и аксессуарами, по содержанию тянет на полноценный роман. "Рассказывать истории" — тренд в современном дизайне. Частные виллы, гостиницы, рестораны в Голландии, Майами, Нью-Йорке, Индонезии, Катаре. Andaz Amsterdam Prinsengracht Hotel реконструирован в здании бывшей публичной библиотеки. По концепции он сделан как Gesamtkunstwerk (весь отель наполнен опусами Вандерса: от барных стульев и гигантских колоколов на ресепшене до вилок и ножей в ресторане), по сюжету — "Алиса в Стране чудес". В библиотеке хранились карты Амстердама, старинные фолианты с историей голландских кораблей и сочинения Спинозы — страницы старых книг переработали в мотивы для принтов и обоев.

Еще один козырь Вандерса: он единственный дизайнер, который не боится подарить предметам "темную сторону души", выразить испепеляющие страхи и меланхолию (колл. Monster Сhair). Марсель признается, что его творчество любят в других странах, но прохладно воспринимают в родной Голландии. А размах его бизнеса свидетельствует о том, что Вандерс со своей иррациональной тягой к прекрасному, с мечтами и фантазиями остается настоящим голландцем, причем самой жесткой модернистской выучки.