"Кресло Иофана и торшер Жолтовского. Советская мебель в поисках автора"
В Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева открыта выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму, 1920—1960-е». В пяти залах анфилады главного здания — пять инсталляций из мебели, светильников, образцов текстиля, агитационного фарфора, архитектурных чертежей. Все выставленное призвано рассказать историю авторского интерьерного дизайна в СССР 1920—1960-х годов
Тема очень редкая и малоизученная. Московские антиквары знают и постоянно сетуют на то, как плохо во все времена в России сохраняются вещи и даже такой близкий и живой в воспоминаниях ХХ век оказывается трудно воспроизвести в аутентичных столах, стеллажах и стульях. Советский плакат и советское ракетостроение, советская упаковка или мода — темы, которые так или иначе были представлены в недавних выставочных проектах. Мебель так концентрированно показывается впервые. В экспозиции собрано более 200 произведений, в том числе знаменитое кресло 1929 года, спроектированное архитектором Б. Иофаном для интерьера квартиры в Доме на набережной. Скульптура Игоря Крестовского «Хлеба коммунизма» 1937 года — дубовый гарнитур с советской символикой для одноименного дома-коммуны в Смоленске. Великолепный эстетский памятник советского ар-деко, выполненный по проекту Николая Лансере для Музея В. И. Ленина, расположившегося в залах Мраморного дворца в Ленинграде. Бывший мирискусник, в 1930-х годах зэк, трудившийся в шарашке, создал ансамбль, в котором элегантная геометрия уживается с шиком и благородной строгостью. Редко выставляемый «советский Веджвуд» — двухцветный бисквит с советскими агитационными сюжетами. Слегка казенная неоклассицистская мебель из интерьеров театра Советской Армии, письменный стол и кресла из типовой мебели для домов на Фрунзенской набережной, 1950-х годов. И, конечно, знакомые предметы из последнего зала, посвященного 1960-м годам, — обстановка образцовых квартир в московских Черемушках: стеллажи, столы, стулья, спроектированные советскими профи Иваном Жолтовским, Юрием Случевским и многими другими.
В основу экспозиции легли произведения из коллекции международной галереи Эритаж, а также экспонаты музея архитектуры, музея декоративно-прикладного искусства и вещи из частных собраний.
Все экспонаты выставки, по большому счету, делятся на две категории: предметы первоклассного дизайна, хорошо нарисованные и добротно сделанные, и предметы — свидетельства эпох. О проекте рассказывает куратор выставки, владелица галереи Эритаж Кристина Краснянская. «Конечно, наша нынешняя выставка — про имена. Борис Иофан, Николай Лансере, Игорь Крестовский, Юрий Случевский. Нам хотелось показать череду стилей: конструктивизм, агитационное искусство, сталинский ампир и более демократичный дизайн послевоенного периода, когда изменилась жизнь, появилось массовое типовое строительство. Имеет смысл рассказывать эту историю от конструктивизма до конца 1960-х годов — потом, в 1970-х, в СССР начинает появляться мебель из стран Восточной Европы. Сам период 1960-х уже довольно сложный, ведь мебель по большей части проектируют коллективно в дизайнерских бюро, поэтому трудно идентифицировать авторство. Четыре года назад совместно с нашими парижскими партнерами Galerie Didier Aaron и Galerie Yves Gastou галерея Эритаж организовала первую в Москве выставку коллекционного дизайна. Тогда в одной экспозиции были собраны шедевры трех веков, произведения мастеров XVIII века Жан-Франсуа Эбена, Никола Эрто и Мартин-Гийома Бьенне, а также произведения великих дизайнеров XX века Жака Адне, Жильбера Пойера, культовый дизайн 1960-х годов, вещи Джо Коломбо и Этторе Соттсасса, а также работы наших современников Филиппа Икили, Фабио Новембре, Хайме Айона. За три месяца работы выставки нам удалось немного приобщить московских любителей искусства к теме коллекционного дизайна.
Кроме того, в течение нескольких лет я ездила в Майами на ярмарку Design Miami. Чувствовалось, что мода на ар-деко проходит и наступает период увлечения 50—60-ми годами. Один из основателей этого мероприятия, Крэг Робинс, удивился, когда узнал, какой интересный в СССР был дизайн, и мы решили участвовать в ярмарке Design Miami Basel. Мне хотелось, чтобы наш стенд в Базеле выглядел стилистически актуально. Поэтому концепция была «от авангарда к поставангарду»: там впервые мы показали кресло Иофана 1929 года из коллекции галереи и параллельно мебель 1960-х годов. Нам повезло, потому что жив еще замечательный Юрий Васильевич Случевский, дизайнер, профессор Cтрогановки, автор многих экспериментальных образцов. Конечно, он был нашим главным экспертом и помощником в поисках, кроме того, мы сотрудничали со знатоком отечественной мебели Ольгой Борисовной Струговой, которая выступила сокуратором нынешней выставки в музее архитектуры. В Базеле был премьерный показ советского дизайна в рамках такой престижной ярмарки, поэтому нам хотелось представить cоветские вещи не по-советски. Тогда удалось собрать прототипы мебели, которую Случевский делал для малогабаритных пятиэтажек, и показать период оттепели. С конца 1950-х дизайнеры снова начали ездить за границу, смотреть современную европейскую мебель, развивавшую стилистику Баухауза, и снова открыли для себя мастеров русского авангарда. Именно Случевский разработал оригинальную модульную систему, регулирующую соотношение ширины и высоты мебельной конструкции, ориентированную на средний рост человека. Именно он ввел новые габариты для хрущевок. Конечно, советский дизайн произвел сильнейшее впечатление на посетителей ярмарки, нас упоминала международная пресса, мы почувствовали, что вещи нравятся коллекционерам. Но потенциальных покупателей смущал недостаток информации о вещах, мастерах, об обстоятельствах, сопровождавших создание объектов. Совершая покупку, все они привыкли ориентироваться в теме, им необходимо иметь под рукой провенанс — историю перехода предмета из коллекции в коллекцию, научные публикации, каталоги и так далее. Конечно, дизайнеры советского периода недостаточно изучены, нет полноценных монографий, опубликовано крайне мало научных статей. И мы взялись за кропотливую работу не только по поиску раритетов, но и по изучению этого бесценного материала. Нынешняя выставка в музее архитектуры нацелена на формирование интереса к коллекционному дизайну. Конечно, наши соотечественники покупают, но еще очень осторожно, опытные коллекционеры вроде Владислава Доронина или Романа Абрамовича понимают, как ценно, когда за светильником в гостиной или креслом в кабинете стоит культура, имя мастера, дух эпохи. Кроме того, мировой рынок коллекционного дизайна подтягивается к рынку современного искусства — например, цены на датскую модернистскую мебель за год выросли в два раза. У советского дизайна я вижу перспективы развития.
Мы намеренно решили не делать каталог выставки, а подготовить полноценное издание, посвященное дизайну советского периода, — со статьями исследователей, искусствоведов, культурологов, со вступительным экскурсом, со справочником по мастерам. Конечно, книга будет иллюстрирована чертежами, эскизами, изображениями самих предметов, интерьерной и архитектурной фотографией.
Если предметы советских архитекторов и дизайнеров обретут исторический фон, будут вписаны в контексты отечественной и европейской культуры, можно надеяться, что со временем и они cтанут инвестиционно привлекательны».