Секс-колумнистка BURO. Карина Случай — о настроениях и итогах в adult-индустрии в уходящем году
Может быть, кто-то упрекнет меня в цинизме, но ситуация на рынке секс-игрушек в 2022-м была похожа на пандемию 2020 года: первые эмоции поставщиков и покупателей — испуг и шок, а потом постепенное выравнивание ситуации. Секс-шопы уже через это проходили и накопили опыт для преодоления кризисных ситуаций.
Весной мы видели перегрев цен из-за колебаний валют: вибраторы, которые обычно стоили 5–7 тысяч рублей, подорожали до 15–20 тысяч. Никогда не забуду, как смазку Swiss Navy Water-Based продавали за 30+ тысяч рублей за канистру объемом 3,79 литра. (Да, такие объемы бывают, и да, ее покупали за такие деньги). Но потом ситуация стабилизировалась — и цены вернулись к прежним цифрам.
Существенного подорожания не произошло: бренды, которые всегда были дорогими (например, Lelo), остались в своей премиум-нише. А большой выбор игрушек в среднем сегменте позволяет найти что-то подходящее при любом бюджете.
Конечно, были панические настроения в духе «все пропало», но я не наблюдала эпизодов массового разорения секс-шопов. Да, один магазин, с которым я плотно работала несколько лет, закрылся в мае. Но, по моим наблюдениям, он испытывал внутренние проблемы еще в конце 2021-го, так что прямой корреляции с политической ситуацией я не увидела.
В процессе адаптации к новым реалиям одни бренды и магазины перезапустились под новым именем, другие нашли новые площадки для поставок или открыли для себя новый рынок.
Закрылся классный бренд бюджетных игрушек Moytoy, но спустя несколько месяцев его создатели основали новый бренд Miogi с более интересной и обширной, на мой взгляд, линейкой. Эти игрушки уже очень достойно себя показали: в моей коллекции их 4, и это явно не предел.
Маркетплейсы за первое полугодие 2022-го зафиксировали рост сегмента 18+ практически в три раза. Я пока осторожно отношусь к маркетплейсам и очень надеюсь, что в наступающем году правовое регулирование подобных торговых площадок станет более строгим и обезопасит потребителей от большого числа подделок (сейчас этот вопрос практически не регулируется). Тем не менее суммарный оборот в 3,5 млрд рублей в такой специфической нише — это скорее успех, чем кризис.
Не все принятые решения были удачными: например, Satisfyer сделал отдельное приложение для российских пользователей, в котором отсутствует часть привычных функций для дистанционного управления. Такой шаг вызвал справедливое негодование потребителей, узнавших об этом уже после покупки товаров.
На осенней выставке «ЭроЭкспо» поставщики вели себя с осторожным оптимизмом: обсуждали поставки новинок, но без привязки к фиксированным датам (очень надеюсь, что в 2023-м я расскажу вам о нескольких классных игрушках и особенно о косметике, на нее у меня особые надежды).
Ранее запущенные процессы тоже никуда не делись: косметические магазины, которые с конца 2021 года тестируют продажи товаров 18+, не отказались от этой идеи, несмотря на первоначальную неоднозначную реакцию в соцсетях. И даже расширяют свой ассортимент: По состоянию на декабрь 2022 года в разделе sexual wellness сети магазинов «Золотое яблоко» значится 1719 товаров, а в разделе «секс-игрушки» сети «Л'Этуаль» — 1180 наименований, прекрасно соседствующих с помадами и парфюмерией.
Очень здорово, что, несмотря на все социальные потрясения и усиления консервативных настроений в обществе, разговор о сексе становится все более привычным в медиа и соцсетях. Секс, мастурбация и телесное удовольствие — не прерогатива «интеллектуальной прогрессивной элиты», а нормальная часть жизни каждого из нас. Чем больше инструментов для удовольствия и радости мы приобретаем, тем счастливее становимся. И я очень рада, что в этом году у меня появилась возможность рассказывать вам о секс-игрушках и новостях adult-индустрии на сайте BURO. Спасибо, что читаете мои тексты. Увидимся в 2023-м!
28.12.22, 12:33
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7