В центре города развернулся фестиваль «Московская весна»: устрашающими можно назвать не только его масштабы, но и объекты, разговоры о которых кипят в соцсетях последние несколько дней. По просьбе Buro 24/7 дизайнер Дима Логинов прогулялся по центру столицы, чтобы оценить творчество городских декораторов
Москву нарядили! Да так, что это стало одним из главных предметов для обсуждения. С зеленого чудовища, в экстазе вылезающего из-под памятника Пушкину (хорошо, что «наше все» стоит к нему спиной и ничего не видит) начинается разговор с кассиршей в супермаркете, с соседями в лифте, с друзьями в кафе. Брюхо кашалота со свисающими объедками на ребрах на месте снесенной Пирамиды, почему-то называемое авторами «Лотосом», и пасхальные яйца с ушами тоже входят в набор обязательных тем.
Не то чтобы и раньше московским властям удавалось украсить город со вкусом, но весна-2016 превзошла все предыдущие эксперименты. Сеть кипит обсуждением сотен миллионов, потраченных на искусственный плющ и иллюзию Шарм-эль-Шейха у входа в Большой театр, на живого осла и картонные мини-церкви. Не говоря уже об эстетических достоинствах «экспонатов»: казалось бы, судя по буре в интернете, единственные, кому это нравится, сидят в оргкомитете фестиваля «Московская весна».
Однако стоит оторваться от компьютера и выйти на улицу, масштабы катастрофы просто сбивают с толку: похоже, людям нравится этот зажигательный марафон безвкусицы. На Новопушкинском сквере гипсовые пионеры пугают своими улыбками ребятню. Напротив мэрии — информационные стенды в виде церквей и храмов, для усиления эффекта украшенные горшками с геранью. На Столешников и Камергерский напали сакуры-мутанты с растущими на кривых ветках зонтиками, веерами и фотографиями. Кажется, что на Кузнецкий Мост свезли все, что осталось на рынке Садовод. А как иначе можно объяснить бессистемно расставленные тумбы, обклеенные пластмассовым плющом, в которые вставлены живые деревья? То, что я увидел напротив Большого театра, вообще не поддается описанию. Не знаю, правда, что было страшнее: смотреть на декорации или на счастливые лица людей.
Вообще вся моя прогулка напоминала какую-то сюрреалистическую антиутопию, параллельную реальность, из которой нет выхода. На Тверском бульваре стоят покрытые мхом фигуры людей. Старожилы уверяют, что это многократно клонированный по всему бульвару Пушкин (добрались все-таки до поэта) с грудастой незнакомкой. Да и в целом с пластмассовой зеленью не поскупились. «Арт-объекты в виде травы связывают все пространство», — уверяет общественность представитель оргкомитета фестиваля Анна Торопова. Я сегодня же обратил внимание на газоны: во многих местах половина травы не взошла из-за антигололедных реагентов, которые зачем-то скидывали всю зиму вместе со снегом на газон. Могу ли я предположить, что пожухлая трава вперемешку с мраморной крошкой «логически связывает все пространство»? Или, может, стремление избавиться от живой травы объясняется желанием как можно богаче украсить улицы искусственными цветами? Нарядно и богато! Говорят, подрядчик, выполняющий декоративные работы, в том числе торгует ритуально-похоронными принадлежностями. А то бы мы не догадались.
Пройдясь по центру города, в котором я родился и прожил всю жизнь, я хочу только одного — бежать. Куда угодно, лишь бы подальше от «Московской весны». Но в то же время голове не дает покоя одна мысль: а вдруг это такой остроумный троллинг? Как у Дэвида Линча во «Внутренней Империи»: смотришь и не можешь понять, то ли Линч принимает тебя за идиота, то ли за очень умного? Ну невозможно же представить, что кто-то в здравом уме, на полном серьезе прилепит уши к пасхальным яйцам. Вдруг это такой тонкий месседж: ребята, мы не идиоты, не слепые, у нас все в порядке со вкусом, нам лишь хотелось довести весь этот бред до полного абсурда. Оцените!
Pussy Riot, наверное, испытывают нечеловеческую зависть.
Но как бы то ни было — троллинг это или все сделано на полном серьезе, до совершенного абсурда внешний вид центра Москвы довести удалось. Я оценил.