В конце 2012 года экспериментальный проект "Платформа" сменил кураторов во всех четырех направлениях современного искусства. Отделение "Театр" в 2013 году вместо режиссера Кирилла Серебренникова будет курировать критик Марина Давыдова. На смену главе музыкального направления — Сергею Невскому — пришел композитор Александр Маноцков, преподаватель школы-студии МХАТ. Отделение "Танцы" со следующего года будет курировать хореограф Анна Абалихина, автор танцевальных проектов Memory, Ph(r)ase, Out/in. Четвертый же раздел, "Медиа", куратора не поменял — его руководителем осталась Анна Беляева. Вчера на пресс-конференции все они встретились в Цехе белого, где обосновалась "Платформа", чтобы рассказать, какие задачи перед ними стоят в следующем году.
Анна Абалихина, Кирилл Серебренников, Сергей Невский, Елена Пантелеева и Марина Давыдова
Танец
Новый куратор направления "Танец" Анна Абалихина: "Я вижу свою миссию на "Платформе" не только в том, чтобы привлекать новую аудиторию. Вместе с различными программами для обывателей я буду активно развивать профессиональную среду".
"Платформа" активно работает с несколькими европейскими хореографами: голландкой Керен Леви, австрийцем Крисом Херингом, а также Франческо Скаветто и Бруно Листопадом. Масштабный образовательный проект Coaching будет организован в помощь молодым российским хореографам: мастерству их научат Леви и Листопад, проведя в Москве по неделе в лаборатории с тремя перспективными постановщиками, а затем продолжая работать с ними удаленно.
Анна Абалихина
"Второй проект — пригласить хореографа Франческо Скаветто — это моя мечта", — призналась Абалихина и выразила радость, что это удалось сделать именно на "Платформе". Скаветто, итальянец, который живет в Норвегии, поставит в Москве спектакль, рабочее название которого — "Удивленное тело". Премьера состоится в июне, а уже сейчас "Платформа" проводит серьезный кастинг, посмотрев 150 танцоров за два дня и отобрав только 6 человек. Среди других премьер нового года — два спектакля знаменитых "Провинциальных танцев" из Екатеринбурга под названием "Алиби" и "Опыт№4.Intersection" (26 и 27 января), а также "Гроза" Криса Херинга (1 и 2 июня).
"Платформа" также планирует программу танцевальных тематических вечеринок как формат интеллектуального досуга. В их рамках педагоги будут показывать, как правильно танцевать в том или ином стиле, плюс к этому будут видеоарт, перформансы, живая музыка. В январе пройдет первое такое мероприятие, посвященное рок-н-роллу. Кроме того, проект готовит цикл кинопоказов: уже в январе он откроется танцевальным фильмом под названием Blush бельгийской танцевальной компании Ultima Vez.
Кирилл Серебренников
Александр Маноцков
Музыка
Первое в новом году событие в разделе "Музыка", который теперь курирует Александр Маноцков, состоится 12 и 13 января — "Платформа" представит праздничный "Рождественский концерт", где исполнят произведения знаменитого композитора, трубача и педагога Вячеслава Гайворонского.
Затем зрителей ждет премьера оратории Александра Маноцкова "Страсти", которую он пишет по заказу "Платформы". Сложную и современную интерпретацию "Страстей Христовых" на Пасхальной неделе представят Московский ансамбль современной музыки, хор Questa musica, дирижер Филипп Чижевский и режиссер Денис Азаров.
Кирилл Серебренников и Сергей Невский
Среди других мероприятий на 2013 год — сочинение Stimmung Карлхайца Штокхаузена в исполнении солистов ансамбля Дмитрия Покровского (29 июня), концерт "Вибрации вселенной" из музыки, которая исполняется с использованием вибраторов (9 октября), а также прощальный подарок от куратора прошлого года, композитора Сергея Невского — "Ночь неожиданностей". Как Невский попрощается с "Платформой", пока держится в секрете, но известно, что в программе этого российско-голландского проекта фигурирует премьера сочинения Владимира Горлинского, выходящая за рамки обычного исполнения в концертном зале.
Под занавес года "Платформа" представит фестиваль "Будущая музыка" (с 22 по 29 ноября). Владимир Раннев, Борис Филановский, Сергей Летов, Сергей Невский и другие композиторы представят свое видение того, какой музыка будет в далеком будущем.
Кирилл Серебренников
Театр
"Я — за сменяемость власти, но когда власть сменяется каждый год — это тяжело. Если ты начинаешь переговоры с людьми первого ряда, не стоит ожидать, что они приедут через полгода", — говорит критик Марина Давыдова, которая стала куратором "Театра" вместо Кирилла Серебренникова. По ее мнению, кураторы должны оставаться неизменными как минимум два года, чтобы было проще вести переговоры со звездами первой величины.
А такие в программе "Платформы" уже есть: в апреле там покажут спекакль "Спящая красавица" по пьесе лауреата Нобелевки, австрийской писательницы Эльфриды Елинек. На немецкоязычной и мировой сцене Елинек царит уже давно, в России же она как драматург практически не известна. Чтобы исправить положение, "Платформа" заказала перевод этой пьесы, пригласила Ренату Литвинову на главную роль сказочной героини, рассуждающей о своей внутренней жизни и отношении к миру, и готовит для зрителей яркую театральную премьеру.
Большие надежды Марина Давыдова возлагает на переговоры, которые ведутся сейчас со Швейцарским театром хора. "Там работают люди, страдающие синдромом дауна и другими заболеваниями, и это сильное социальное эстетическое впечатление", — говорит Давыдова.
Марина Давыдова
6-8 июня пройдет премьера спектакля Алексея Паперного, поставленного по его собственной пьесе. Паперного кураторы "Платформы" называют человеком, выходящим за пределы традиционного театрального круга, а его спектакль "Река" — одним из самых ярких театральных событий, и дают ему полную свободу действий в пространстве Цеха белого.
В сознании большей части театральной общественности существует идея, что в театре надо делать продукт с гарантированным успехом. "Самое страшное, что молодые люди, попадающие в рамки уже устоявшегося театра, должны вписываться в тот формат спектаклей, который привыкли видеть постоянные посетители этого театра", — говорит Давыдова. Возможностей что-то искать, создавать что-то абсолютно новое при негарантированном успехе в Москве мало. И "Платформа", конечно, именно такое место. Она призвана доказать, что современное театральное искусство — чрезвычайно разнообразно.
Елена Пантелеева
Медиа
Без медиа немыслимо ни одно событие "Платформы" — то, чем второй год подряд будет заниматься Анна Беляева, задействовано и в театральных постановках, и в танцевальных проектах. Но самая масштабная инициатива в этой сфере — Медиафестиваль, который пройдет в июне. В его рамках представят несколько ярких медиаперформансов, среди которых хореосонический медиаперформанс For the Time Being лондонской команды DAP Lab, вдохновленный искусством русского авангарда, экстримальный science art от команды Yann Marussich и многое-многое другое.
Елена Тупысева, Александр Маноцков и Анна Абалихина
В феврале и марте на "Платформе" не будет происходить ничего, в Цехе белого в это время пройдет традиционная фотовыставка Best of Russia. В апреле экспериментальная площадка вновь вернется на прежнее место, с полчищем свежих идей, событий и премьер, не все из которых пока раскрыты. Эксперименты, новаторство, смешение жанров и стилей как синонимы деятельности "Платформы" в большинстве своем не рассчитаны на детскую аудиторию. Но, как верно подметила новый театральный куратор Марина Давыдова, "если 80% московских театров по сути делают постановки для детей (спектакли по классическим литературным произведениям), то "Платформа" будет местом, где делают спектакли для взрослых".
Софья Троценко
Кирилл Серебренников, Сергей Невский, Елена Пантелеева и Марина Давыдова
Текст: Дарья Горшкова
Фото: Марина Крылова
25.12.12, 14:35
Другие истории
Подборка Buro 24/7