Произведение исследует детство как культурный феномен
В издательстве «Альпина Паблишер» вышел новый роман Павла Пепперштейна «Бархатная кибитка», посвященный детству как культурному феномену и содержащий в том числе автобиографические воспоминания автора.
В XVII–XIX веках в европейской литературе расцветают описания детств в качестве особого космоса, где границы между действительностью и вымыслом подвижны, если не эфемерны. В повествовании так или иначе появляются различные типы детств и отрочеств (английское, французское, позднесоветское, русско-дворянское и скандинавское).
Несмотря на наличие фантастических эпизодов, в книге по большей части описывается реальное детство автора: нумизматические обсессии, советские дома творчества писателей и художников (ушедший в прошлое симбиоз санаториев и творческих лабораторий), смерть Брежнева, создатели позднесоветского детства (такие как Борис Заходер, Эдуард Успенский, Юрий Коваль), иностранцы, навещавшие тогдашнюю подпольную Москву (от американских журналистов до знаменитой Дины Верни, музы Аристида Майоля), жизнь между социалистической Москвой и социалистической Прагой, пражские безумцы и оригиналы, навязчивое желание малолетнего автора стать католическим священником, гипнотические сеансы в доме Волошина в Коктебеле.
Роман Павла Пепперштейна возвращает современного читателя к романтической традиции двоемирия, бережно уводит в прошлое, не только свое, но и личное прошлое читателя, напоминает о том, что было важно. В последних главах выясняется, что роман является испытанием нового жанра, которому сам автор присвоил название «эйфорический детектив».
Ранее книжный сервис «Букмейт» объявил о создании серии «Переводы "Букмейта"». В ее рамках впервые на русском выйдут книги зарубежных классиков, прежде остававшиеся без внимания.