"Если убрать из занятий человека все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство"
Искусство должно служить производству! Забвение всему лепному и царскому. Искусство не ради «творить», а ради стремления к утилитаризму. Народная геометрия форм и лаконичность жилых коробок — вот она, идея первой половины 1930-х годов. Грустно и немного тоскливо дергается глаз от былого блеска позолоченных яиц Фаберже. Время, вперед! Новая красота — она в простоте.
Дом культуры имени И. В. Русакова, 1927—1929 гг.
Пионеры-конструктивисты отказывались от любых декоративных элементов. В основе идеи было торжественное воспевание форм, линейности, динамики простых конструкций. Четкость и чистота линий. Вертикаль нового, функционального метода проектирования при безусловном отрицании любого исторического вмешательства. Чистое начало.
МЭИ, корпус «Е», пандус, 1930 г.
Несмотря на советское рождение, конструктивизм активно поддерживался и развивался в Европе. Известный архитектор-конструктивист, товарищ Ле Корбюзье высказывал идею: «Дом как машина для жилья». Известный пример — общежитие «Дом-коммуна».
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 1930-е гг.
Пять опор в конструктивизме, сформулированных Ле Корбюзье. Или как догадаться, что перед нами творение функционалов.
1. Столбы-опоры.
2. Ленточные окна.
3. Cвободный фасад.
4. Свободная планировка.
5. Плоские крыши — сады.
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова, 1927—1929 гг.
Самое прекрасное, что мы, будучи наследниками такого уникального советского богатства, можем в данный день и час сделать фотокарточку напротив всех этих шедевров. Ведь все это дико близко и доступно для внимания.
Желание сфотографироваться приводит нас по узкой тропинке познания азов искусства к господину Родченко. А что же Родченко? Конечно, он был фотопионером конструктивизма. До сих пор лично для меня является желаемым подарком экзерсис в дизайнерской полиграфии того времени. Черно-белые графические плакаты «Ленгиз» с прекрасной конструктивисткой Лилей Брик — верх эстетического наслаждения.
Лиля Брик ходит под руку с Маяковским, Маяковский, Родченко — все эти товарищи крепко и очень творчески дружат. Продуктивность талантов проявляется в агитплакате. Какое русское сердце не ноет от глянцевых линий на пожелтевшей бумаге! Конечно, каждое русское сердце ноет и каждые руки перелистывают на блошином рынке рекламные плакаты в стремлении найти тот самый, свой, повесить в рамку над шкафом с нежной тоской о советском прошлом, металлических подстаканниках и свежести пергидроли в парикмахерской «Чародейка».
Родченко А., «Ленгиз». «Книги по всем отраслям знания», 1925 г.
Родченко А., Маяковский В. «Читайте журнал «Молодая гвардия», 1924 г.
Лисицкий Л. «Клином красным бей белых», 1920 г.
Родченко А., Маяковский В. «Самый деловой, аккуратный самый…», 1923 г.
Лавинская Е. «Киноуголок. Из всех искусств, по-моему, самое важное — это кино», 1920 г.
Стенберг В. А., Стенберг Г. А. «Броненосец «Потемкин», 1929 г.
Для точек вдохновения и энергетической силы в обязательном порядке исследовать:
МЭИ, корпус «Е» — Красноказарменная ул., 14, Москва
ДК «Зил» — Восточная ул., 4, корп. 1, Москва
Дом-коммуна — Орджоникидзе ул., 9, Москва
Дом архитектора Мельникова — Кривоарбатский пер., 10, Москва
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7