Если ничего не помогает, то остается только молчать
Ее резали, в нее целились из пистолета, она наполняла свои легкие углекислым газом, падала в обморок, а теперь она молчит. Известная перформанистка Марина Абрамович провела уже большую половину из молчаливых “512 часов“ в галерее Serpentine.
Критики тут же обрушились на Абрамович, обвиняя ее в краже идеи Мэри Эллен Кэрролл, которую “молчание“ интересует с 90-х. Но ведь героиня “Персоны“ Ингмара Бергмана молчала еще в 1966. Для Бергмана “каждая интонация – фальшь и предательство. Каждый жест – подделка. Каждая улыбка – гримаса. Роли жены, друга, матери, любовницы. Какая их них была самая страшная?“. Возможно, и Абрамович устала от всех ролей.
Перед тем, как вы войдете в экспозиционное пространство, вам поставят печать на руку (даже здесь организаторы отличились), выдадут наушники и предупредят, что говорить, принимая участие в перформансе, строго запрещено. Изолированные от всех посторонних шумов и лишенные на некоторый промежуток времени дара речи, вы попадете в пространство, абсолютно оторванное от окружающего мира.
Галерея разбита на несколько залов. В одном из них вы можете полежать на кровати с, как это ни странно, розовым пастельным бельем и с медленно ходящими по кругу посетителями. В другом – почувствовать себя художником: на столах разложены листы бумаги, карандаши и перемешанные зерна риса и чечевицы. При помощи этих предметов вы можете создать свой шедевр.
В еще одном зале участники могут просто стоять, подняться на подмосток или посидеть на стульях, которые обращены на белые стены. Когда не слышишь посторонних звуков и смотришь на белую стену, то остаешься наедине с самим собой. Главное – не испугаться своих мыслей. Совсем незнакомый человек может взять вас за руку и постоять с вами. А самое странное ощущение возникает, когда сама Абрамович (а ведь только ради нее многие и приходят в Серпентайн) берет вашу руку в свою и становится с вами на подмосток, плавно переводя ладонь на вашу спину и оставляя вас в одиночестве.
Ведь всех людей, которые пришли и еще придут в Серпентайн за 512 часов, что-то объединяет. Весь этот перформанс – вызов. Мы все куда-то бежим, жить не можем без телефона и ощущения времени (кстати, часы и телефоны вас попросят оставить в камерах хранения), не представляем совей жизни без звуков любимой музыки. А ведь стоит хотя бы на минуту остановиться, замолчать и прислушаться. И, может быть, вы только тогда и услышите всех остальных и, главное, себя.